Страна одна — парковки разные
Уже год как на каждой парковке в Украине должны были появиться паркоматы — автоматы, с помощью которых города имеют право официально собирать деньги за эту услугу. Но на муниципальных парковках Харькова механических парковщиков нет. Коммунальное предприятие «Харьковпарксервис» приравняло к паркоматам кассовые аппараты, которые стоят в сотни раз дешевле. «Выход», найденный харьковским муниципалитетом, в других городах Украины посчитали незаконным.
Постановление Кабинета Министров Украины №1342 «Об утверждении Правил парковки транспортных средств» было подписано 3 декабря 2009 года. Постановление и правила вступили в силу 1 марта 2010 года, кроме двух пунктов. «Отложенные» пункты начали действовать с 1 апреля 2012 года.
«Пункт 14. Отведённые площадки для платного паркования обязательно должны быть оборудованы парковочными автоматами из расчёта не менее как один автомат на 20 мест для парковки по обеим сторонам вдоль проезжей части улицы, дороги или тротуара».
«Пункт 16. На специально оборудованных площадках для платного паркования обязательно должны быть установлены автоматические въездные и выездные терминалы».
Это же постановление определяет паркомат как техническое устройство, предназначенное для оплаты стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки с помощью специальных платёжных карт и наличными.
Харьковские власти просили Кабмин «отыграть» назад. Ещё в феврале 2012 года горсовет принял обращение к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой отменить обязательную установку паркоматов. В обращении говорилось: «Кроме огромной нагрузки на городской бюджет, вокруг паркоматов возникает множество проблем. Это, в частности, разработка и установка программного обеспечения этих аппаратов, подсоединение их к электросети, привлечение специальной охранной фирмы, страхование этого имущества, подготовка специалистов по обслуживанию новой техники, обучение населения правилам пользования паркоматами».
Николай Азаров к мольбам чиновников на местах остался глух. Глава Кабмина сказал, что постановление №1342 не будет отменено. И даже посоветовал водителям не платить парковщикам, «поскольку их действия рассматриваются как незаконные».
Заявление Азарова появилось 6 апреля. Норма о паркоматах уже действовала, но в Харькове продолжали брать деньги с водителей с помощью кассовых аппаратов.
Проблема паркоматов коснулась всех украинских городов, но решал её каждый по-своему. «МедиаПорт» изучил опыт наиболее крупных областных центров Украины.
Киев
В столице Украины парковками занимается коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис». Заместитель директора КП Дмитрий Максимов сообщил «МедиаПорту», что в Киеве установлены 87 парковочных автоматов (паркоматов) на 74 отведённых парковочных площадках. Полностью завершить установку паркоматов «Киевтранспарксервис» планирует в 2013-2014 годах. До этого момента нужно купить и поставить более 150 устройств. Устанавливают паркоматы в Киеве исключительно за счёт предприятия, подчёркивает Максимов.
Кроме паркоматов, столичные парковщики используют и другой способ оплаты. Водителям продают парковочные талоны.
«Реализация парковочных талонов осуществляется работниками службы паркования на парковочных площадках при использовании зарегистрированных кассовых аппаратов», — объясняет замдиректора «Киевтранспарксервис».
Днепропетровск: деньги — автомату
Первые шесть паркоматов появились в Днепропетровске в сентябре 2012 года. К тому моменту операторы парковок на свои деньги купили ещё 21 парковочный автомат, сообщал официальный сайт Днепропетровского городского совета.
Парковки, на которых нет паркоматов, местные власти с 1 апреля 2012 года объявили бесплатными.
Львов: совершенно бесплатно
Ситуацию с парковками во Львове в пресс-службе местного горсовета называют печальной. Плату с водителей во Львове не собирают с тех пор, как начала действовать норма о паркоматах. От харьковского варианта, то есть подмены дорогих устройств дешёвыми кассовыми аппаратами, во Львове отказались.
Олег Бэрэза, директор Львовского коммунального предприятия «Львивавтодор»: «Это не законно. Наш город настолько продвинут в юридическом плане, что мы на следующий день получили проблемы, начиная от правоохранительных органов и заканчивая общественными организациями».
Один паркомат стоит около пяти тысяч евро, рассказывает Олег Бэрэза. В бюджете города нет денег на то, чтобы их установить. Не будут вкладывать в парковочные автоматы и частники.
«Нет способов влияния на водителя, чтобы заставить его оплатить парковку. Нет смысла вкладывать такие большие деньги, если ты не сможешь их вернуть», — говорит Олег Бэрэза.
Директор коммунального предприятия рассчитывает на то, что законодатели пропишут ответственность для водителя за неоплату парковки. Этот законопроект уже готов, но о нём — позже.
Одесса: в поисках инвестора
Проблему с паркоматами не могут решить и в Одессе. В пресс-службе горсовета говорят: установить автоматы не захотел ни один инвестор.
Наталья Мальцева, начальник отдела по связям со СМИ Одесского горсовета: «Взимание платы на дневных парковках является незаконным. Поэтому деятельность таких парковок в городе приостановлена, а брать плату парковщики на таких стоянках не имеют права».
Одесские власти продолжают искать инвестора, чтобы поставить парковочные автоматы.
Харьков: постановления не заметили
Ещё в январе 2012 года директор коммунального предприятия «Харьковпарксервис» Дмитрий Мандриков излучал оптимизм. Говорил, что до 1 апреля в городе установят более 90 паркоматов.
Руководство КП искало инвесторов для покупки автоматов, но не нашло. Причины провала опыта парковок Дмитрий Мандриков называет те же, что и его львовский коллега: если не заставить водителей платить, не удастся вернуть затраченные на паркоматы деньги.
Но при равных условиях местные власти двух городов поступили совершенно по-разному. То, что во Львове незаконно, в Харькове оказалось вполне применимым. Дмитрий Мандриков ещё 30 марта заявил: не стоит рассчитывать на бесплатные парковки с 1 апреля. Ручные кассовые аппараты у парковщиков в «Харьковпарксервисе» решили приравнять к паркоматам.
«Если мы говорим, что вы ссылаетесь на пункт, в котором говорится, что необходимо установить паркоматы с 1 апреля 2012 года и осуществлять деятельность только через них, то я процитировал определение, что является паркоматом. Тот порядок работы, который существует по сбору денежных средств за парковку с 1 января, входит в это определение», — это высказывание Мандрикова почти годичной давности.
В вопросе кассовых аппаратов директор харьковского КП сходится во мнении с коллегой из Киева. По его мнению, применение аппаратов соответствует Закону Украины «Об использовании регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания, услуг». Дмитрий Мандриков уверен: в других городах брать оплату с водителей перестали потому, что не смогли обеспечить парковщиков кассовыми аппаратами. Когда слушаешь рассказы директора «Харьковпарксервиса» об опыте других городов, складывается впечатление, что Дмитрий Мандриков либо плохо владеет ситуацией, либо искажает информацию.
Дмитрий Мандриков, директор КП «Харьковпарксервис»: «Я бы больше ориентировался на такие города, как Киев, Одесса, где операторы продолжают свою работу, перечисляют, собирают соответствующие деньги в бюджет города».
Кто зарабатывает
Главный довод в пользу того, чтобы продолжать работу парковщиков в нынешних условиях, — работа парковок приносит деньги в бюджет. За 2012 год, говорит Дмитрий Мандриков, его предприятие перечислило в бюджет Харькова 2,7 миллиона гривень. Сколько заработало КП за тот же период, директор «Харьковпарксервиса» не говорит. Считает, что эта информация является финансовой тайной предприятия.
При этом вместе с коммунальным предприятием на тех же парковках зарабатывают и частники. Этот чек парковщики выдали мне на площади Свободы. Кроме коммунального предприятия «Харьковпарксервис», в нём указаны ООО «Паркинг-12» и ФЛП Мысин А.В.
Директор «Харьковпарксервиса» Дмитрий Мандриков объяснил, что «Паркинг-12» и ФЛП Мысин А.В. — это уполномоченные лица коммунального предприятия. То есть структуры, которым КП передало обязанность оборудовать, содержать площадки для парковки и собирать деньги с водителей. Сколько таких уполномоченных лиц есть у «Харьковпарксервиса», Мандриков не говорит — считает, что «этот вопрос относится к коммерческой деятельности предприятия».
У Дмитрия Мандрикова я поинтересовался, как распределяются деньги между «Харьковпарксервисом» и его уполномоченными лицами. То есть, сколько из своих пяти гривень водитель отдаёт КП, а сколько — частнику. Мандриков снова не ответил. По мнению директора, это — коммерческая тайна.
Год назад Дмитрий Мандриков дал обширное интервью «МедиаПорту». Рассказывал о гарантиях предприятия. «Есть гарантия оператора, коммунального предприятия, которая говорит: деньги, которые вы платите, поступают в большей степени в бюджет, за исключением затрат, связанных с содержанием предприятия, модернизацией, благоустройством», — говорил директор «Харьковпарксервиса».
Одной из таких гарантий могла бы стать и прозрачность работы «Харьковпарксервиса». Рассказы о финансовой тайне и неизвестное число посредников на пути денег из кармана водителя в бюджет не убедят водителей платить. Тем более, по данным самого Мандрикова, сейчас за парковку в Харькове платит лишь половина автовладельцев.
Принуждение
Впрочем, скоро не нужно будет убеждать и что-то гарантировать. В вопросе парковок власти решили действовать с помощью кнута. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины подготовило законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно парковки транспортных средств и ответственности за нарушение правил парковки транспортных средств».
Если законопроект примут депутаты Верховной Рады, за нарушение правил парковки (в том числе и за неоплату парковки) водителей будут штрафовать на сумму до 204 гривень. Тогда водителю будет проще заплатить, чем пререкаться с парковщиком.
Законопроект предусматривает и штрафы для операторов за неправильную организацию парковок — до 255 гривень. Но вполне возможно, что эти санкции «Харьковпарксервиса» не коснутся. Ведь предприятие уже год убедительно доказывает, что их кассовые аппараты и паркоматы — одно и то же.