Web Analytics
Сто лет в обед. Безопасен ли Купеческий мост, проверяли сегодня грузовиками с песком | MediaPort

Со столетним юбилеем один из самых старых мостов Харькова, Купеческий, город решил поздравить нагрузкой в несколько десятков тонн. Чиновники, ученые и даже студенты сегодня выясняли, выстоит ли мост еще 100 лет.

фоторепортаж

Он второй по возрасту в Харькове, после Лопанского. Но – самый худший, потому что уже аварийный. Построили Купеческий мост в 1909 году.

Анатолий Бильченко, руководитель испытаний, Автодорожный университет: «Испытан был двумя трамваями, груженными пассажирами – 14 тонн. И 12 подвод с углем по 1600 тонн. Это было в 1909 году».

Сегодня, в 2009, мост испытывают уже не трамваями с людьми – и нагрузка намного больше.

Евгений Гриневич, директор Департамента строительства и дорожного хозяйства: «Двести сорок тонн, при нагрузке обычной, когда идет транспорт здесь, и становится здесь самый большой, это 60 тонн».

Специалисты уверены: парадокс, но чем старше мост, тем он надежнее. Современные разрушаются намного быстрее.

Михаил Добкин, городской голова Харькова: «В сороковых годах прошлого столетия этот мост был восстановлен после войны, и были допущены серьезные технологические ошибки, которые привели к тому, что очень много арматуры в несущих балках уже просто сгнило».

Кирилл Осипов, студент 4 курса Автодорожного университета: «Ну, вот части, которые остались после войны, то есть их никто не убирал».

Под мостом – студенты-автодорожники. Помогают исследователям-преподавателям понять, насколько опасна столетняя конструкция.

Илья Стебловский, студент 4 курса Автодорожного университета: «Вот проволока, которая прибита к каждой балке. И крепится к прогибометру. И когда происходит загрузка, проволока либо опускалась, либо поднималась, и прогибометры измеряли величину прогиба».

12 грузовиков с песком. Cначала по одному, потом группами, и наконец – все вместе на мост. И каждый – с несколькими тоннами груза.

Виктор, водитель грузовика: «Десять с половиной!»
Корреспондент: «А не страшно стоять?»
Виктор, водитель грузовика: «Нет, не страшно!»
Корреспондент: «А если обвалится?»
Виктор, водитель грузовика: «Не обвалится».

Эти испытания автодорожникам нужны, чтобы составить проект реконструкции Купеческого моста. Что нужно заменить совсем, что – отремонтировать, а что – перестроить.

Участники испытания: «Глуши машину, мы не слышим ничего! Кто не заглушил машину?!»
«Семьдесят два!»

Мэр Михаил Добкин решает лично убедиться: строили 100 лет назад хорошо. Только современные технологии, например, песок и соль от гололеда разрушают опоры.

Михаил Добкин, городской голова Харькова: «Чего вы не сказали? Я бы кроссовки бы одел!»

Вместе с мэром под мост идет и главный архитектор города – почти по давней традиции: когда руководителя проекта во время испытаний вместе с семьей приглашали под мост. Чтобы собственной жизнью доказал: работал хорошо.

Сергей Чечельницкий, главный архитектор Харькова: «Этот мост планируется отремонтировать в этом году! Вот единственное, что могу сказать – в этом году».
Корреспондент: «Станете вниз, под него?»
Сергей Чечельницкий, главный архитектор Харькова (смеется): «Стану! Если нужно будет, конечно, стану!»

Из городского бюджета мэр обещает полтора миллиона гривен. Но ремонтировать Купеческий будут не харьковчане: мэр говорит, нет в городе таких фирм – отдельная лицензия нужна. Придется приглашать из столицы.