Стёб над «умниками»
Молодые художники решили «пошутить». Посетителям выставки в «ЕрмиловЦентре» предложили угадать «прописку» художника.
В харьковском «ЕрмиловЦентре» открылась выставка-эксперимент «Система координат». На входе посетители получают стикеры с надписями «периферия» и «центр». С их помощью им придётся промаркировать все арт-объекты, поясняют работники выставочного центра. То есть посетитель должен угадать, где прописан автор работы — в Харькове («периферия») или в Москве, Киеве («центр»), говорят они.
Три дня посетители будут «развешивать ярлыки». 8 февраля начнётся обсуждение «результатов голосования».
Посетители воспринимают «эксперимент», скорее, как игру.
— Как Вы отличаете, «кто откуда»?
Мария Агеева, дизайнер: «Я думаю, цель выставки — не определить, кто откуда, а оценить общую экспозицию. Просто смотрю. Какие-то впечатления есть — позитивные, негативные. Важно, в каком стиле работают художники».
Максим Дубков, альпинист: «Я не отличаю художников, я их могу и не знать. Я воспринимаю искусство только эмоцией — нравится мне или не нравится. Могу запомнить, кого-то выделить. Наклейки расклеиваю, но только чисто эмоционально».
Студентка академии дизайна и искусств Алина Михайлова пришла на выставку с маленькой Евой. Она называет девочку своей ученицей: говорит, преподаёт ей цветоведение, пластику, учит рисовать.
Алина Михайлова, учитель, студентка академии дизайна и искусств: «У Евы есть мнение, она не угадывает. Она анализирует — это что-то новое, или она уже где-то видела, или слышала. Главное — идея. Насколько художник актуален, насколько то, что его беспокоит, эти мысли отражаются в обществе, отбиваются. Насколько люди на них реагируют. […] Трудно сказать, что — периферия, а что — центр. Хорошие идеи, хорошие мысли. Если они возникают — они могут возникнуть в любой точке мира».
На выставке представлены работы 18 авторов. Идея эксперимента принадлежит двум художницам — Алине Клейтман и Ульяне Быченковой.
Алина Клейтман, художница, автор идеи выставки: «Мы всех просили сделать новые работы и не работать в той технике, в которой они обычно работают. Жанна Кадырова, которая постоянно делает скульптуры из плитки, сделай она скульптуру из плитки — хоть новое, хоть старое — это не имеет смысла».
Идею общей выставки художники восприняли по-разному.
Юлиана Алимова, художница: «Я знаю авторов, и для меня они не разделяются на «центр» и «периферию». Те, кто сейчас живёт в Москве, — они, собственно говоря, из разных городов. Мне кажется, это своеобразная шутка. […] Мне кажется, что в этом нет смысла. Никто из них не из центра, и не из периферии. Это люди «смешанные» географически. […] Я бы угадала, где чьё. Я знаю их почерк».
Тарас Каменной, художник: «Я изначально был против. Я считаю, что искусство — оно не должно быть спортом, где — «сильнее, быстрее, выше».
Художник согласился на «эксперимент» только для общения, дискуссии с другими художниками. Тарас Каменной свою инсталляцию сделал «нетранспортабельной». Говорит, что идею использовать сможет, а вот забрать инсталляцию с выставки — нет.
Николай Ридный, художник: «Работа моя не показывалась до этого на других выставках, но идея довольно давняя. Одно и другое совпало — желание показать это и идея этой выставки. Работу очень сложно реализовать. […] Для меня понятия «центра» и «периферии» вообще отсутствуют. Это всё высказывания одного уровня. […] Это интересный эксперимент просто».
Алина Клейтман, художница, автор идеи выставки: «Это долгая дискуссия — центр, периферия, век художников. Говорят: «Вот это — периферия. Вот это — не то». А тут зритель лишается этой информации и оказывается в неловкой такой ситуации — он должен сам подумать. То есть он должен сам рассуждать в этом контексте, «центр — периферия», без всяческих подсказок. Вообще это стёб над «умниками». У всех разная точка зрения, и никаких ответов не будет. […] Моя точка зрения, что в ситуации с СНГ — без разницы, где художник живёт. Потому что он всё равно работает в столице, работает в Европе, ездит на резиденции. И совершенно без разницы, он работает в Киеве или в Харькове. Единственное, что в Харькове дешевле квартиру снимать».
Выставка «Система координат» продлится до 24 февраля.
Фото — Денис Фесенко