Web Analytics
СМИ: Сферу влияния президента расширили без внесения изменений в Конституцию | MediaPort

Коалиция смогла расширить полномочия президента Виктора Януковича без внесения изменений в Конституцию. Произошло это в рамках принятия в июле закона «Об основах внутренней и внешней политики», в котором депутаты дали расширенное определение понятия национальной безопасности, отнеся к касающимся ее вопросам процессы во всех сферах жизни, начиная от культурной и заканчивая фондовыми рынками.

Об этом, как пишет «Коммерсант», сообщили источники, близкие к главе государства.
Расширение полномочий президента Виктора Януковича, которое осталось незамеченным оппозицией, в администрации президента называют «спецоперацией».

«Странно, что ее никто не заметил»,– сказал источник в администрации президента.

Перед рассмотрением закона «Об основах внутренней и внешней политики» во втором чтении народный депутат Валерий Писаренко (БЮТ; входит в так называемую «группу Портнова» – заместителя главы администрации президента Андрея Портнова) внес поправку, которой предложил внести изменения в закон «О национальной безопасности», а именно – уточнить определение понятия «национальная безопасность», пишет издание.

Учитывая, что принятие закона проходило вечером в практически пустом сессионном зале и в отсутствие депутатов оппозиции, на эту поправку, занесенную в «переходные положения», мало кто обратил внимание. В то же время именно благодаря ей можно говорить, что Виктор Янукович получил всю полноту власти в стране. Теперь, используя новое определение понятия «национальная безопасность», президент имеет право влиять на принятие решений во всех сферах жизни. Например, предупреждать и нейтрализовывать реальные и потенциальные угрозы национальным интересам в сферах «культурного развития населения, обеспечения свободы слова» или «монетарной и валютной политики».

Инструментом влияния является Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Как известно, ст. 107 Конституции закрепляет право «координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны» за Совбезом, который в свою очередь является координационным органом при президенте. Возглавляет СНБО глава государства, он же формирует его персональный состав. Кроме того, президент «направляет деятельность и осуществляет общее руководство СНБО», а также «дает поручения членам СНБО, связанные с выполнением возложенных на него функций». Решения Совбеза вводятся в действие указами главы государства.

В комитете Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны «Коммерсанту» подтвердили, что вопрос о расширении определения понятия национальной безопасности обсуждался и члены комитета позитивно оценили эту инициативу. Советник президента, секретарь комитета Юрий Самойленко (Партия регионов) объяснил, что внесение изменений продиктовано вызовами, которые стоят сейчас перед государством. Вместе с тем он подчеркнул, что члены комитета «не обсуждали это в ракурсе расширения полномочий президента». «Хотя мое личное мнение – в стране должен быть один хозяин,– заявил он. – Но при этом президент не выходит за рамки Конституции, поскольку СНБО может только давать рекомендации, координировать и контролировать, но не указывать и не исполнять».

Автор поправки Валерий Писаренко утверждает, что цели расширить полномочия президента он перед собой не ставил. «Уже давно во всех европейских странах к государственной безопасности в первую очередь относят не защиту границ, а защиту экономики. Поэтому цель этой поправки – определить границы, где заканчивается национальная безопасность, для того чтобы СНБО мог заниматься вопросами, действительно связанными с ней»,– сказал Писаренко.

В оппозиции уверены, что «тенденция к расширению полномочий президента налицо». «Они все время пытаются законами сделать Украину де-факто президентско-парламентской республикой»,– заявил первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правосудия Юрий Кармазин («Наша Украина–Народная самооборона»). Впрочем, к радикальным действиям в оппозиции пока не готовы.

«Оппозиция собирается противодействовать искусственному расширению полномочий президента, но, к сожалению, на сегодняшний день мы практически лишены каких-либо возможностей эффективной борьбы с властью, кроме апеллирования непосредственно к обществу»,– сказал народный депутат Сергей Власенко (БЮТ).

Закон «Об основах национальной безопасности»
Ст. 1 в редакции 2003 года. «Национальная безопасность – защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, благодаря которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам».

Ст. 1 в редакции 2010 года. «Национальная безопасность – защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, благодаря которой обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предупреждение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности, борьбы с коррупцией, пограничной деятельности и обороны, миграционной политики, здравоохранения, образования и науки, научно-технической и инновационной политики, культурного развития населения, обеспечения свободы слова и информационной безопасности, социальной политики и пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, рынка финансовых услуг, защиты прав собственности, фондовых рынков и оборота ценных бумаг, налогово-бюджетной и таможенной политики, торговли и предпринимательской деятельности, рынка банковских услуг, инвестиционной политики, ревизионной деятельности, монетарной и валютной политики, защиты информации, лицензирования, промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, информационных технологий, энергетики и энергосбережения, функционирования естественных монополий, использования недр, земельных и водных ресурсов, полезных ископаемых, защиты экологии и окружающей среды и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций и до создания потенциальных или реальных угроз национальным интересам».