Сколько стоит «подземный бизнес» в Харькове и куда метро тратит деньги?
Тринадцать тысяч долларов. Столько, по словам предпринимателей, которые торгуют в метро, требует от них руководство подземки – на «добровольный» ремонт каждого киоска. Тех, кто не заплатил, уверяют бизнесмены, торговать в метро не пускают, несмотря на договор аренды. Метрополитен обвинения опровергает: официально торговые палатки в аренду сдает не подземка, а Фонд госимущества.
Торговая палатка Артема Воробьева в переходе станции «Исторический музей» закрыта. Ключа у предпринимателя нет – администрация поменяла замок. Договор аренды у Артема – до октября. Но руководство подземки, уверяет предприниматель, предупредило арендаторов: чтобы торговать в новых киосках, нужно перечислить деньги «на благотворительность».
Артем Воробьев, арендатор: «Все, кто заплатил по 13 тысяч долларов, все работают. Все, кто не заплатил, не работают. То есть вот эти несколько пустых киосков – в них работают люди, которые не платили».
«Оборудую внутри» – надпись фломастером на витринах пустующих торговых палаток. Фирма, которая предлагает услуги, связана с администрацией метро, – уверены арендаторы. Ей полагается часть «благотворительного пожертвования». Но 13 тысяч долларов ремонт киоска стоить просто не может, – возмущается Артем Воробьев.
Юрист Олег Смотров представляет пятерых арендаторов, которые решили судиться с подземкой. Уверен: метро не может требовать у предпринимателей деньги на ремонт, и тем более – не пускать их в собственные «блок-кабины» – так официально называются киоски.
Олег Смотров, юрист: «Обязанность проводить капитальный ремонт, обязанность проводить реконструкцию в таком виде, как она произошла в нашем случае, ни одним договором не предусмотрена».
Начальник метрополитена Сергей Мусеев от «благотворительных взносов» открещивается. Подземке, уверяет Мусеев, предприниматели платят только за охрану, свет и вывоз мусора. За аренду рассчитываются с Фондом госимущества – эта организация продает и сдает площади во всех государственных предприятиях. Метро получает только треть суммы. По информации Мусеева, всего 600 тысяч гривень в год.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена: «Метрополитен к арендаторам отношения не имеет. Давайте спустимся в метро – и спросим у любого арендатора: с кем у них договор аренды? Это госимущество!»
Глава регионального отделения фонда Анатолий Голощапов начальника метро поправляет: в прошлом году от аренды подземка получила не 600, а 800 тысяч гривень. При этом, всего предприниматели заплатили два миллиона.
Анатолий Голощапов, нач. регионального отделения Фонда госимущества: «Одна из самых непопулярных станций – это «Завод имени Малышева»: мало пассажиров. Одна из самых популярных станций – «Пушкинская»: там пассажиропоток больше. Так вот разница в стоимости квадратного метра там может отличаться в разы!»
Официально «подземный бизнес» – удовольствие недорогое. Ставка аренды зависит от адреса киоска. Минимум платят те, кто торгуют продуктами на отдаленных станциях – чуть больше сотни гривень в месяц. Максимальная арендная плата – 800 гривень – за торговлю непродовольственными товарами в центре: например, на станции метро «Университет» или «Исторический музей».
В областной администрации уверены: неофициально предприниматели платят за аренду намного дороже. Доказательства, уверяет вице-губернатор Сергей Стороженко, – уже в областном управлении СБУ.
Сергей Стороженко, зам председателя обладминистрации, 20 июля 2007: «В первую очередь, вопросы, связанные с арендой всех площадей, на которых, по нашей информации, зарабатываются немалые деньги».
В пресс-службе СБУ «МедиаПорту» подтвердили: ведомство действительно проверяет торговлю в метро. Цель – разобраться, сколько и кому платят арендаторы. Правда, и в подземке, и в Фонде госимущества уверяют: к ним проверяющие пока не приходили.
Артем Воробьев – он торгует в метро уже 10 лет – настаивает: это не первые поборы в подземке. В девяносто седьмом за право арендовать киоск тоже пришлось заплатить, но сумма была намного меньше.
Артем Воробьев, арендатор: «Внесли 2 тысячи долларов на фонд благотворительности сирот метрополитена».
Платить 26 тысяч долларов – у Артема два киоска – предприниматель не собирается. Услуги адвоката, подсчитал арендатор, стоят гораздо дешевле.