Сколько стоит «автогражданка» в Харькове?
С первого января госавтоинспектор имеет право остановить водителя только для того, чтобы проверить, есть ли у него полис страхования гражданской ответственности – в народе «автогражданки». Такое право прописано в приказе Министерства внутренних дел.
Из инструкции Министерства внутренних дел от 29 ноября 2007 года:
«Під час нагляду за дорожнім рухом працівник Державтоінспекції… здійснює зупинку транспортних засобів, на яких відсутній спеціальний знак, закріплений у правому верхньому кутку вітрового скла…На вимогу працівника Державтоінспекції водій зобов’язаний надати йому для перевірки документи…у тому числі поліс обов’язкового страхування цивільно-правової відповідальності».
Это уже четвертая попытка сделать «обязательное» страхование действительно обязательным. На улицах Харькова даже появились специальные рекламные щиты – с информацией, где и как должен крепиться талон. Он выдается вместе с полисом.
В областном ГАИ уверяют: с 1 января ничего не изменилось. Останавливать водителей, у которых нет стикера на стекле, инспекторы не собираются. Полисы как проверяли, так и проверяют. Но, чтобы остановить машину специально для проверки, такого разрешения харьковская ГАИ не получала.
Владимир Коломоец, старший инспектор отдела областного управления ГАИ: «В четырех случаях мы проверяем полисы. Во время государственного технического осмотра, при регистрации – перерегистрации транспортного средства, во время дорожно-транспортных происшествий и четвертый случай – во время нарушений правил дорожного движения составляется протокол за данное происшествие и за отсутствие полиса. Просто так останавливать владельцев, чтобы потом были какие-то вопросы, жалобы – наши инспектора останавливают только в конкретных случаях».
Проверяй – не проверяй, а частое упоминание «автогражданки» сделало свое дело. В Харьковском союзе страховщиков уверяют: в декабре желающих обзавестись страховым полисом стало больше, хотя ажиотажем это все-таки не назовешь, рассказывает вице-президент союза Сергей Бережной. По его наблюдениям, многие по-прежнему воспринимают страхование как дополнительный налог и пытаются «уйти» от него.
По информации страховщиков, весной, когда начинается техосмотр автомобилей, становятся популярными дешевые полисы на пятнадцать дней. Их ввели специально для транзитников, но продавать их гражданам Украины не запрещено.
Сергей Бережной, вице-президент Харьковского союза страховщиков: «Сейчас, к сожалению, сознание таково, что малая часть населения воспринимает данный страховой продукт, как реальную защиту своих интересов в случае, если произойдет ДТП и если нужно будет выплачивать возмещение, если виновником будет лицо, которое купило страховку. То есть, сейчас много людей рассматривает это как дополнительный налог, как один из ненужных инструментов, либо же как защиту от дополнительного штрафа, который может выписать ГАИ».
Стоимость полиса, рассказывают страховщики, зависит от автомобиля, города и стажа водителя. Например, в мегаполисе таком, как Харьков, страховка дороже. Отдать больше денег за полис придется и начинающему водителю.
Можно обзавестись и бесплатным стикером, в Интернете уже появились образцы, которые можно распечатать, говорят в Союзе страховщиков. Но бесплатный сыр… не заменяет полис, и наоборот – добавляет еще и ответственность за подделку документов.