Школьные тесты: за и против
Сегодня одиннадцатиклассники писали первое в этом году тестирование. По сертификату, который получат все участники сегодняшнего экзамена, школьники смогут поступать в любой вуз Украины – это новшество от украинского правительства. Эксперты-разработчики тестирования в один голос утверждают, что процесс исключает необъективность экзаменаторов и взятки. Но у новой системы есть и противники.
Независимые и добровольные тесты по украинскому языку сегодня писали в шести городах Украины одновременно. В Харьков приехали даже школьники из Днепропетровска и Хмельницкого. Специальные центры, которые проводят тестирование, есть в Киеве, Львове, Одессе, Донецке, Симферополе и Харькове.
Оценка, которую эксперты поставят в сертификат, заменяет сразу два экзамена – выпускной в школе и вступительный в вузе. Хотя при желании одиннадцатиклассник может оставить показатели тестов в тайне и воспользоваться традиционной системой экзаменов.
Дарья Жирова, 11-классница Двуречанского лицея-интерната: Это очень выгодно, потому что – ну, тесты, они хоть и сложные, но все-таки это надежно. И если я в своих знаниях уверена, значит, я 100 процентов сдам. А в некоторых вузах – просто бывает… ну, поступают по блату… и по всем… А здесь я уверена, что здесь всё строго и надежно.
Александр Корнейко, 11-классник Чугуевского многопрофильного лицея: Для меня это было сложно. Потому что, когда я поступал в школу у нас в Чугуеве, то не было ни одной школы с украинским языком, где всё преподавалось. И сейчас у нас только украинский и история Украины на украинском ведется. С точки зрения того, что проверяется всё, что ты знаешь, – это хорошо. Но такой стресс… И не все в равных условиях изучают предмет – ну, допустим, украинский, вот, то это, может быть, и плохо.
В харьковском центре независимого тестирования говорят, в этом году проверить свои знания с помощью тестов смогли далеко не все желающие – количество мест было ограничено, а во время регистрации школьники выстраивались в очередь. Тесты по украинскому сегодня писали больше шестисот выпускников. Проверяет работы специальная компьютерная программа. Заместитель начальника областного управления образования Вадим Ландсман считает, что машина – более справедливый экзаменатор, чем педагог.
Вадим Ландсман, заместитель начальника областного управления образования: То есть, тот учитель, который воспитывал ребенка и ожидает подтверждения своей оценки, что он правильную оценку ему ставил на протяжении всех этих лет, – этого фактора уже нет. Компьютер это сделает честнее. Это преимущество. Далее преимущество заключается в том, что мы не удваиваем испытание детей, и сертификат с сегодняшней оценкой дети могут предоставить в любой вуз Украины.
Евгений Медреш – один из разработчиков тестирования по истории. Говорит, в большинстве стран мира уже пришли к системе, когда знания ученика оценивают независимые эксперты, а не “родные” учителя. Тем не менее, считает Медреш, есть и не менее весомые аргументы “против”.
Евгений Медреш, директор гимназии “Очаг”: А не превратится ли с введением тестовой системы весь наш процесс образования в школе в натаскивание к сдаче этих самых итоговых тестов? И это серьезные аргументы. По большому счету, есть какие-то способы им противодействовать, но есть реальная опасность, что в действительности, опять-таки – в наших условиях…
Сделать систему тестирования обязательной для всех школ и вузов можно уже в следующем году, считают в Министерстве образования. Для этого, по данным министра Станислава Николаенко, нужно как минимум 17 миллионов гривень.