Web Analytics
Школьница из Украины в Европарламенте: «Детям тяжело пережить травмы войны» | MediaPort

Европарламент, UNICEF и международная организация Eurochild создали Детский совет. Его первое заседание в Брюсселе состоялось во Всемирный день ребёнка. Тему защиты прав детей обсуждали представители 12 стран. Среди юных парламентариев есть и украинка — девятиклассница Ангелина Касьянова.

«С Донбасса — в Европарламент: как переселенка стала евродепутатом», — в заголовоках СМИ Ангелина стала объектом стигматизации, против которой сама же и выступает. Из чего состоит работа в Детском совете, как проходил конкурсный отбор и какие проблемы испытывают дети-переселенцы, Ангелина рассказала в интервью «МедиаПорту».

О конкурсном отборе

Год назад я участвовала в детской конференции Eurochild. Вместе со взрослыми дети обсуждали проблемы беженцев из Сирии, я рассказывала о переселенцах в Украине. До конференции я познакомилась с Антониной Слипченко — основательницей благотворительного фонда EDUKIDS и членом международной организации Eurochild. Уже потом в интернете нашла информацию о создании Детского совета при Европарламенте, и Антонина стала моим сопровождающим.

Заседание Детского совета
Заседание Детского совета

Украина не входит в Европарламент, но запрета участвовать в Детском совете при Европарламенте нет. Одна из участниц предлагала, чтобы в нём были только те страны, которые входят в Европейский Союз, но эту идею отбросили и разрешили участвовать представителям всех стран.

У нас был конкурс — для презентации себя нужно было или написать что-то, или снять видео. Я рассказала о своём опыте — являюсь волонтёром реабилитационного лагеря «Лесная застава», который работает круглый год. Мы помогаем детям с травмами войны — переселенцам и тем, кто живёт на прифронтовой территории.

Для меня действительно было важно стать членом Детского Европарламента, так как у нас в стране происходят такие вещи, которые нужно исправлять. К примеру, не раз сталкивалась с ситуациями, когда дети, которые переехали из прифронтовой зоны, жаловались, что одноклассники и учителя их всячески угнетали и причиняли психологические травмы.

О работе в Европарламенте

В Брюсселе нас поделили на несколько групп, я вошла в группу по инклюзии. В Украине сейчас много говорят об инклюзивном образовании — как детям с инвалидностью помочь учиться. Важно понять, что это не проблема, а их уникальность. Причём инклюзивное образование — это только вершина айсберга.

На самом деле стоит учесть и тот факт, что данная проблема касается любых стигматизированных групп, таких, как дети-переселенцы, дети войны, дети из закрытых учреждений, сироты, ромы… К сожалению, дети не могут себя чувствовать полноценно в обществе, если на них повешены какие-то ярлыки. Моя группа говорила именно об этом, в итоге мы составили вопросы о том, как парламентарии помогают этим детям и что планируют делать дальше, и задали их в Европарламенте.

Последующие три дня у нас проходили встречи рабочих групп, мы прорабатывали стратегии. Я рассказывала о том, как можно помогать детям-переселенцам, исходя из собственного опыта работы волонтёром в реабилитационном лагере. К сожалению, таких заведений и центров, куда ребёнок может приехать и бесплатно или за небольшие деньги получить помощь специалистов, поддержку и прийти в себя — в Украине очень мало.

Дальше мы будем работать в формате онлайн-встреч, осенью 2018-го полетим в Хорватию на конференцию. В подобном мероприятии я уже участвовала в прошлом году. Только в этот раз я буду не просто участником, а в составе рабочей группы конференции.

У нас есть небольшой план по созданию в Украине группы детей-активистов, которая будет заниматься вопросами прав детей. Наши общие решения я буду представлять в Европе. Пока это только проект. Всё только зарождается. Больше информации появится после Нового года.

О помощи детям-переселенцам

Четыре года назад я переехала в Киев из Донецка из-за войны. От нервного срыва я лежала с температурой в кровати и месяцами не ходила в школу. Это были 2014-2015 годы. Мне было плохо. Как-то раз я поехала отдохнуть в реабилитационном лагере «Лесная застава».

Любому ребёнку очень тяжело пережить травмы войны. Могу точно заявить, что программа, которую разработали специалисты для лагеря, помогает. Дети проходят там арт-терапию — благодаря рисункам психологи могут лучше понять их состояние. Могут уединиться с природой или заняться иппотерапией — это не только общение с лошадьми, но и борьба со страхами. Ты находишь в этом отдыхе отдушину и в течение 14 дней во время смены приходишь в себя, выдыхаешь от того всего, что происходит в реальной жизни и возвращаешься в исходное состояние.

После реабилитации я поняла, что тоже хочу помогать другим детям. Сегодня являюсь инструктором в этом лагере. Я — связующее звено между детьми от 7 до 17 лет и взрослыми. Ко всем нужен индивидуальный подход. Помогаю решать различные вопросы, стабилизировать график, занимаюсь организацией и проведением мероприятий. 

Ангелина Касьянова
Ангелина Касьянова

Я не могу сказать, что мне было сложно в новой школе — мне повезло с классом. Тем не менее, после переезда в Киев моя успеваемость значительно упала. Наверное, потому что у меня появилось больше дел вне школы. 

Киев — действительно хороший город, здесь я встретила много интересных людей — начиная одноклассниками и заканчивая старшими друзьями. Для меня здесь открылось много возможностей. Хотя я скучаю по Донецку и была бы рада приезжать туда.

Не только ведь переселенцы переезжают и начинают что-то заново. Мне кажется, что во всех ситуациях нужно просто оставаться собой и проявлять ко всем доброжелательность. Как ты относишься к другим, так и к тебе будут относиться в ответ. Лично для меня главное правило — это быть собой. Ещё нужно понимать: назад ты уже не вернёшься и максимально делать то, что сделает твою жизнь лучше и поможет пустить корни на новом месте.

Фото EDUKIDS и Ангелины Касьяновой

Читайте также другие материалы проекта «Переселенцы.Live»