Счётная палата: компенсация тепловикам разницы в тарифах не уменьшает убытки предприятий
Территориальное управление Счётной палаты по Харьковской, Сумской и Полтавской областям отчиталось о проверке расходования субвенции, выделенной Харьковской области на погашение разницы в тарифах на тепловую энергию для населения.
В 2011 году Харьковская область должна была получить из государственного бюджета 297,7 миллиона гривень для предприятий, которые снабжают жителей области теплом. Эти деньги — компенсация разницы между существующими тарифами и реальной стоимостью 1 гигакалории тепла.
Как рассказал глава Территориального управления Счётной палаты в Харьковской, Сумской и Полтавской областям Станислав Косинов, в 2011 году предприятиям теплоэнергетики области компенсировали сумму, которая накопилась у них из-за разницы между тарифом и себестоимостью в четвёртом квартале 2009 года и в 2010 году. Деньги из госбюджета в область пришли не все — 27,3 миллиона (это примерно 8% от предполагаемой полной суммы субвенции) госбюджет не доплатил, соответственно, и некоторые предприятия получили компенсацию не полностью.
Смысл любой проверки Счётной палаты — разобраться, насколько эффективно на практике «работают» деньги из госбюджета.
В случае с субвенцией на погашение разницы в тарифах вывод экспертов неутешительный.
«Бесконечное выделение субвенций ни к чему не приводит. Если мы посмотрим динамику по убыткам предприятий теплоэнергетики, то увидим, что из года в год ситуация ухудшается, потому что убытки (предприятий теплоэнергетики — ред.) из года в год увеличиваются. Поэтому мы констатируем, что субвенция, в том числе призванная оздоравливать предприятия теплоэнергетики, в этой части свои функции не выполняет», — говорит Косинов.
Ситуация сложнее и глубже, чем просто неэффективное использование государственных средств, объясняет глава Теруправления Счётной палаты.
Сегодня тепловики, подавая документы на получение компенсации разницы в тарифах, в отсутствие каких бы то ни было разъяснений от профильного министерства ведут расчёты, основываясь на собственной методике.
В сумму, которую предприятия просят компенсировать, включаются также сверхнормативные потери тепла, которые с одной стороны логично объясняются разной удалённостью ТЭЦ от потребителей, с другой — с каждым годом растут в геометрической прогрессии из-за изношенности теплопроводов. По словам Косинова, средний по отрасли официально утверждённый показатель сверхнормативных потерь — 13%. Для КП «Харьковские тепловые сети» такой показатель официально утверждён на уровне: 2009 год — 16,04%, 2010-й — 16,64%, 2011-й — 16,65%.
Реальности расчётам тепловиков не добавляет и тот факт, что приборами учёта в области оборудованы только 23% потребителей.
«То есть это, своего рода, «бермудский треугольник»: остальные 77%, куда можно, скажем так, все недостатки выработки тепла и сверхнормативные потери, они растворяются в этих 77%», — говорит Косинов.
Размер компенсации разницы в тарифах для Харьковской области с каждым годом растёт: в 2009 году сумма субвенции была в два раза меньше. При этом обновления теплопроводов, реконструкции, ремонта и каких-либо других работ, которые позволяют снизить потери тепла, тепловики практически не проводят.
К примеру, в 2009-2011 годах 69,8% ремонтов КП «Харьковские теплосети» были внеплановыми.
«Мы делаем вывод о том, что давать субвенцию из госбюджета и из года в год покрывать все затраты предприятия на некачественную изоляцию магистралей и так далее — неэффективно, потому что мы не стимулируем предприятие к программе энергосбережения», — заключает Косинов.
Сегодня, говорит Косинов, результат всех перечисленных выше проблем так или иначе компенсируется государством в виде субвенции на погашение разницы в тарифах. Но так или иначе — через некоторое время тарифы могут быть подняты до реальной себестоимости тепла, тогда, если всё останется как сегодня, все проблемы тепловиков будут оплачивать потребители.
Предложение Счётной палаты сводится к следующему: существует программа реформирования системы ЖКХ, предусматривающая развитие энергосбережения, которая должна финансироваться из государственного и местных бюджетов. В 2010-2011 годах на эту программу для Харьковской области было предусмотрено 263 миллиона гривень, однако за два года реально поступило 15 миллионов из госбюджета и 7 миллионов из местных бюджетов.
Цифры субвенции на погашение разницы в тарифах для Харьковской области и сумма, запланированная на программу реформирования, говорит Косинов, сопоставимы: 263 миллиона на программу и 297,7 миллиона на субвенцию.
«Мы не пишем, что эту субвенцию нужно полностью ликвидировать, иначе тогда вся система теплоэнергетики рухнет, поскольку тогда нечем будет предприятиям компенсировать эту разницу. Но рано или поздно тарифы будут приведены к уровню себестоимости. Так вот, если сегодня направлять средства на программу энергосбережения, то тариф должен стать меньше. Ведь сегодня просто деньги тратятся на отопление атмосферы, если теплотрассы не изолируются, все нормативы потерь возрастают. Нет смысла постоянно просто тратить деньги субвенции, необходимо сделать такую схему финансирования, при которой предприятию будет выгоднее вкладывать деньги в энергосбережение, чем просто получать субвенции», — подытожил глава Теруправления Счётной палаты.