Самые опасные места Харьковской области
Утечка соляной кислоты на «Основе» – за последнюю неделю уже второе в области ЧП при перевозке опасных химикатов. В прошлую пятницу возле Первомайского «Химпрома» сошла с рельсов цистерна с хлором. Резервуар тогда остался целым, и вещество не вылилось. Но причиной аварии в госинспекции охраннадзортруда тоже назвали возраст. Только не цистерны, а заводской одноколейки.
Александр Байцур, госинспекция охраннадзортруда (23 июля 2007 года): «Однозначно причина – это неисправность железнодорожного пути».
Нашумевшие фосфор, хлор и соляная кислота – не единственные грузы с пометкой «опасно» на железных дорогах региона, рассказывают в областном управлении по чрезвычайным ситуациям. Всего подобных грузов – около тысячи. Из них сотня – опасные химикаты. О маршрутах их следования известно только – «в обход больших городов». Есть еще так называемые «спецгрузы». Об их пути знают единицы.
Петр Гиренко, нач. областного управления по ЧС: «Спецгрузы проходят, это вообще в закрытом режиме, с сопровождением, с усилением станций. Такие, например, как отработанное ядерное топливо с атомных станций. На станцию же не прилетит само топливо и не заправится там, оно же откуда-то везется!».
По данным спасателей, в области два объекта с категорией химической опасности номер один. Если ЧП случится на Первомайском Химпроме, в опасности могут оказаться триста тысяч человек, возможная зона поражения – пятьдесят квадратных километров. Хлор, который хранится в Кочетке под Чугуевом, может заразить семь километров почвы, а в случае аварии могут пострадать девяносто тысяч местных жителей.
Хозяин хранилища хлора в Кочетке – харьковское коммунальное предприятие «Вода». Под Чугуевом очищают две трети воды для Харькова – хлор нужен для ее очистки.
Владлен Волков, нач. производственного управления водопроводного хозяйства: «Хлор является ядовитым веществом, здесь у нас запас хлора от 50 до 100 тонн, необходимый для того, чтобы беспрепятственно вести обеззараживание воды».
На входной двери – рекомендация надеть противогаз, на входе в каждый отсек – предупредительный знак. В этих цистернах, как здесь говорят «танках», хранят хлор. Сюда его загружают из специальных автомобилей – так называемых «хлоровозов», и отсюда же химикат уходит на очистные сооружения.
Александр Помиляйко, начальник хлоро-переливочной станции : «А эта уже пошла, жидкий хлор пошел на расход. Можем все перекрыть».
Сигнализация – буквально на каждом столбе и прямая связь со спасателями. Вот в этом отсеке стоят хлоровозы, когда опасное вещество перекачивают в хранилище. На входе, шутят сотрудники, – «душ». Если хлор просочится, вода осадит его внутрь отсека.
Хлоропереливочная станция в Эсхаре: категория опасности – вторая. Здесь химикат не хранят. Только переливают из ЖД-цистерн в хлоровозы.
Александр Помиляйко, начальник хлоро-переливочной станции: «Это – весовая, сюда загоняется цистерна, наполненная хлором. Сюда загоняем хлоровоз, при помощи конмпенсаторов подключаем хлоровоз, ЖД цистерна подключена, идет хлор через хлоропровод, и наполняем цистерну хлором».
Все оборудование на станции – «в возрасте». Люки, трубы и краны – ржавые. Иначе и быть не может, уверяют руководители, хлор – среда агрессивная, даже самую стойкую краску разъедает за несколько минут.
Водопровод, уверяют коммунальники, отвечает только за саму станцию, хранилище хлора и автомобили предприятия. Безопасность ЖД-цистерн – вопрос их хозяина. То есть завода, которому нужно отправить свою продукцию и получить за нее деньги.
На вопрос о возможных авариях в Эсхаре и Кочетке отвечают с оглядкой – суеверие. Но с оговоркой «кстати» вспоминают: резервная цистерна, куда сливают хлор, если на станции ЧП, за семнадцать лет ни разу не пригодилась.