Web Analytics
Реквием | MediaPort

Эта публикация не будет статьёй, и текста в ней будет не очень много. Я просто хочу представить вам работу одного из моих любимых режиссёров и рассказать, что я о ней думаю.

Будучи студентом академии культуры, я много раз слышал о том, как искусство меняется под давлением обстоятельств жизни. Но впервые мне пришлось испытать это на себе.

Работа называется «Реквієм. Харків». 22 февраля ее сняли режиссёр Оксана и оператор Саша. Когда мы посмотрели её в смонтированном виде, я, как начальство, стал думать: а что это мы такое сейчас увидели? Как это назвать? 

Давайте думать. Это не документальный фильм — короток и бессюжетен; не репортаж — нет противоположных точек зрения, не заявлен внятный конфликт; не очерк — опять-таки, бессюжетен, не имеет ясной драматургии; не зарисовка — …ну, не зарисовка это, и всё. 

И тогда мне в голову пришло слово «репорт». Во-первых, звучно и привычно нашему уху, вместе с тем, оригинально. Во-вторых, вроде и репортаж, а вроде и нет. И, в-третьих, в переводе с английского значит «отчет», что, по моим внутренним ощущениям, соответствует содержанию.

Но «репорт» — это же не жанр. Он, скорее, вид или форма произведения. Он стоит в одном ряду с терминами «фильм», «клип», «сюжет» и «ролик», если хотите. А жанр оного мне хочется называть отдельно. 

Справка из Википедии: 

«Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого».

Выписка из конспекта по журналистике за третий курс: 

Репортаж бывает: информационный, тематический, проблемный, специальный.

Не вдаваясь особо в теорию, просто скажу, что в рамки ни одного из этих поджанров наш репорт не влезает. С их точки зрения, в нём нет того, что совершенно необходимо, и есть то, что на фиг не нужно. А поскольку я не сторонник лентяйской позиции о том, что всё настоящее искусство внежанрово и исследованию не подлежит, то взял, да и выдумал новый жанр.

Он называется эмоциональный репортаж. И задача его в том, чтобы режиссёр (заметьте, уже не репортёр), а ещё точнее, просто автор, передал вам с места события не факты, а атмосферу. В то время, как все репортажи отвечают на четыре классических вопроса: кто, что сделал, где и когда, а аналитика пытается выяснить, зачем и почему, эмоциональный репортаж ставит себе задачу каким-то образом передать зрителю ответ на вопрос — каково. Каково там, на месте события.

И я настаиваю, что этот жанр является информационной, а не аналитической журналистикой. Он не лезет в причины и следствия, а всего лишь передаёт информацию. Просто не фактическую. Духовную.

Не поймите меня неправильно. Я совершенно не претендую на медийную революцию и не считаю, что наше детище должно что-то вытеснить и заместить в наших новостных блоках. Но оно должно жить. Потому что эмоциональный репортаж подбирается к сути того, что сейчас происходит в нашей стране, несравнимо ближе. Мне, как зрителю, он что-то объясняет. Информационные репортажи мне не объясняют ни черта. 

И ещё одна вещь. Я написал всё то, что вы сейчас прочли, не из недержания научной мысли. Просто мне нужно было как-то представить эту работу, а по существу добавить к ней мне нечего.

Спасибо, что дочитали и желаю приятного просмотра.

Режиссёр: Оксана Бондаренко
Оператор: Александр Бородин

Этот репорт — будущее наших СМИ. Вы хотите такого будущего?