Рекорды «ХАДИ» и Владимира Никитина
Со дня рождения рекордсмена мира и заслуженного мастера автоспорта Владимира Никитина 15 июля исполнилось 100 лет. В Харьковском национальном автодорожном университете, где продолжают дело мастера, собрались его ученики. Историю уникальных автомобилей смотрите в фоторепортаже.
Шестнадцать необычных машин. Тридцать всесоюзных рекордов скорости. Из них девять – выше мировых.
Эти достижения принадлежат Владимиру Константиновичу Никитину. В лаборатории скоростных автомобилей автодорожного института, где в советские времена студенты под его руководством собирали уникальные авто, вспоминают великого учителя.
В месте, где больше 20 лет трудился Никитин, установили памятную доску.
На карте мира обозначили города, в которых устраивались выставки: харьковские изобретения демонстрировали в США, России, странах Европы.
Лаборатория заставлена гоночными авто.
Чтобы уместиться в необычной по форме машине надо самому быть небольшим по размерам, таким, каким был Никитин, рассказывает его ученик Владимир Гавриленко.
История создания «космических» на первый взгляд машин – в коридоре института, на стендах.
Вот самые известные автомобили.
«ХАДИ-2», 1962 г., первый в СССР автомобиль из стеклопластика. Это изящное авто и сейчас используют во время церемонии посвящения первокурсников в студенты.
«ХАДИ-3», 1963 г., занесён в Книгу рекордов Гиннеса из-за размеров (вес – 180 кг, ширина – 67 см, высота – 51 см, длина – 4 м).
«ХАДИ-7», 1966 г., в 1968 году достиг скорости 400 километров в час.
«ХАДИ-9» (создавался с 1969 по 1978), детище Владимира Никитина. Скорость, которую намеревались развить на этом авто, равнялась 1200 км/ч. «ХАДИ-9» засветился в фильме «Скорость» 1983 года. О машине Владимир Никитин рассказал в документальном фильме.
Кадры из фильма «Скорость»
Документальный фильм «Скорость»
«Я имел как-то неосторожность в крупном разговоре сказать одну нелепость. Я говорю, вы понимаете, что “ХАДИ-9” – это моя “лебединая песня”? Я не верю в это. Я сказал, и теперь все считают, что вот… Никитин “ХАДИ-9” сделает, а потом… и всё. Это неправильно. Мне кажется, что я не сумею уйти от этого. За “ХАДИ-9” будет ещё что-нибудь», – отвечает на вопрос советского журналиста Владимир Никитин.
«Я заметил одну непреложную истину. Вот когда ребятам кто-то диктует свою волю, ребята не такие. А вот когда перед ними поставить задачу – вот ты отвечаешь за это дело, будь добр, ты несёшь ответственность за это, ты отвечаешь, вот и думай, как сделать. И вот когда они чувствуют на себе ответственность, если бы ты знал, во что это претворяется! Это буквально до изнеможения, это спор, это какая-то, может быть, даже немножко ругань, но в результате получается машинка, на неё приятно смотреть. Ведь это не я так хотел. Это они делают! Это их мысли, их замыслы, это их руки. Надо больше доверять ребятам. И вот когда они чувствуют, что им верят, ей Богу, они горы ворочают!» – рассказывает о работе с учениками изобретатель.
«ХАДИ-11», 1972 г., первый в СССР рекордный электромобиль.
Никитин был бесстрашным человеком, говорит вице-президент Автомобильной федерации Украины Виктор Поваров.
Ученики автоизобретателя вспоминают аварию, в которую во время испытаний попал Никитин. Без сознания он лежал в горящем автомобиле. Его спасли. Но даже после этого происшествия мастер не остановился. И вскоре снова сел за руль.
Дело талантливого механика продолжают новые поколения студентов. Гонщики покоряют дороги на современных гоночных авто.
«ХАДИ-34», 2009-2010 г., занесён в Книгу рекордов Украины как наиболее энергоэффективный автомобиль в Украине.
В 2010 году участник команды автодорожного института на одном литре топлива проехал на этой «малышке» 570 километров.