Расчеты-подсчеты и убытки. Город готовится взять метро в коммунальную собственность
Город хочет метро. В собственность. Коммунальную. Часть первая: депутаты горсовета соглашаются принять подземку в коммунальную собственность, до получения метро городу остается два шага. Первый: добро Минэкономики и Кабмина. Второй: еще одна сессия горсовета – финальное голосование, когда депутаты уже будут знать – сколько заплатит муниципальный бюджет за удовольствие иметь метро в коммунальной собственности.
Владимир Шумилкин, Харьковский городской голова (1 сентября 2005 года): «Мы получили письмо из Министерства транспорта: «Мы тут подумали… забирайте метро себе в муниципальную собственность». Так я им теперь ответ сочиняю: «Мы тут посчитали…»
О том, чтобы забрать метро в муниципальную собственность, подумывал и предыдущий мэр Владимир Шумилкин. Вначале идея показалась ему заманчивой, но после пришел к выводу: такую нагрузку бюджет города не вытянет. Спустя год, уже при мэре Добкине, подход сменили. Все, что перевозит харьковчан, должно быть в собственности муниципалитета. Но брать метро любой ценой, без расчетов, город не будет, заверил тогда новый мэр. Его предложения на лето 2006: город забирает метро, но при новом тарифе на проезд, который делает предприятие прибыльным.
Михаил Добкин, Харьковский городской голова: «Мы никогда не возьмем в коммунальную собственность убыточное предприятие. Есть две философии по этому поводу. Первая заключается в том, чтобы сделать проезд в метро абсолютно равным себестоимости. Вторая – это чтобы в каждой поездке каждого харьковчанина, в каждом жетоне была составляющая на инвестиции в метро».
В 2006-м во время тарифных сражений метрополитена с облгосадминистрацией, которые закончились подорожанием проезда до 75 копеек, мэрия выступила на стороне подземки. Городские власти утверждали: тариф должен быть еще выше, – гривна, в крайнем случае – 85 копеек. Через год, начальник метро озвучил новые цифры от экономистов метрополитена.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена в 2006-2008 г.г. (24 апреля 2007): «Существует такой термин – нулевая рентабельность. Так вот, для метрополитена нулевая рентабельность наступает на уровне 1 грн. 12 копеек. Это такие наши предварительные расчеты».
Данных на 2008-ой о себестоимости проезда метро не дают. Чиновники горсовета просят пока о тарифах не говорить: экономика еще не подсчитана. Сессия дает только предварительное добро.
Евгений Водовозов, начальник департамента транспорта: «Вопрос же сейчас не в тарифе. Надо посмотреть. Может и этого достаточно».
Какая финансовая нагрузка ляжет на город, если тот все же решится брать метро, – основной вопрос.
Владилен Вавилов, начальник Главного управления промышленности, транспорта и связи: «Если город, допустим, когда-то получит метрополитен в коммунальную собственность, вопросы компенсации льготных перевозок станут для него сразу же в качестве основного угла. Потому что он, как собственник будущей коммунальной собственности – эти вопросы будут полностью лежать, ПОЛНОСТЬЮ, в его ведении».
С компенсациями будет трудно, со строительством новых станций – вовсе нереально, утверждает начальник областного управления промышленности, транспорта и связи транспорта Владилен Вавилов. В горисполкоме утверждают: строить новые станции должно государство, независимо от того, кто собственник, – так принято во всем мире. Государство же должно платить и за льготников, льготы утверждали не в Харькове – логика муниципалитета. А вот компенсировать разницу между ценой жетона и себестоимостью поездки в метро придется самим, признают чиновники. Подземка остается планово убыточной. А значит, выхода два: либо компенсировать ее и искать десятки миллионов гривен в казне города, либо поднимать цены.