Пять лет назад поднялся в небо первый серийный Ан-140 (обновлено)
Сегодня – ровно пять лет серийному самолету Ан-140. В октябре 1999-го года с аэродрома Харьковского авиазавода поднялся в небо первый сто сороковой. Чтобы запустить серийное производство тогда еще опытного самолета Ан-140, разработанного конструкторским бюро имени Антонова, хазовцам понадобилось около двух лет.
Ан-140 сегодня уже не брат-близнец первого самолета – основателя династии сто сороковых. На заводе говорят, самолет усовершенствовали – как минимум двести раз, чтобы летал быстрее и выше. Недоброжелатели, вспоминая аварийные посадки первых серийных Ан-140, намекают, что часть переделок не модернизация, а исправление ошибок. Ведь говорил же директор ХАЗа Павел Науменко, комментируя все те же аварийные посадки, которые он, правда, называл «отработкой нештатной ситуации», что любая машина ломается, особенно если она молодая.
Пять лет в самолетостроении – не срок. Но в случае с Ан-140 пятилетка получилась ударной во всех смыслах. Сертификат на перевозку пассажиров 140-й получил в 2002-м году и в этот же год ХАЗ передал авиакомпаниям сразу три самолета. К сентябрю 2003-го стосороковых АНов в украинском небе было уже шесть, плюс совместные украино-иранский и украино-российский проекты, по производству Ан-140.
О 14-вом или хорошо или ничего, – все пять лет главный принцип руководства ХАЗа. Уверенность, что новый украинский самолет самый-самый, не смогли поколебать ни аварии, ни неожиданно резкая критика министра транспорта, который в декабре 2003-го вдруг заявил, что Ан-140 на ХАЗе выпускают с неполадками и он не пользуется спросом. Правда, год спустя Георгий Кирпа взял свои слова обратно и назвал Ан-140 хорошей машиной.
Еще одно испытание ждет ХАЗовцев с первого января. Заканчивается действие приказа Минтранса, согласно которому во всех украинских аэропортах сто Ан-140 обслуживаются с восьмидесятипроцентной скидкой. Только харьковский Аэропорт, не слишком нагруженный вылетами, по словам руководства, теряет на этом приказе около ста тысяч гривень в год. Однако, по прогнозам специалистов авиакомпаний, владеющих Ан-140, минтрансовский приказ, который делает Ан-140 выгодным для перевозчиков, скорее всего, будет продлен еще на несколько лет.