«Проклятие рукописи», или К чему приводят неконтролируемые желания
Романы, в которых фигурируют секретные братства или некие древние артефакты, в наши дни не новость. Можно даже сказать, мы переживаем самый пик литературы такого типа при всеобщем стремлении к раскрытию многочисленных загадок, щедро подаренных нам историей.
Естественно, много и желающих написать о таких загадках, подать свое видение того или иного вопроса, хотя далеко не всем удается совместить буйную фантазию и увлечение историей (не всегда профессиональное) с писательским мастерством. Вот и получается, что подобные романы тоже стали чуть ли не бульварным чтивом, которое выпускается большими тиражами в мягкой обложке и предназначается для повсеместного чтения в транспорте. Однако стоит заметить, что все же есть книги и авторы, которые, как и раньше, не опускаются до такого уровня и пишут не только интересно, но и качественно. Думаю, к числу таких писателей относится и Сергей Пономаренко.
О чем идет речь в романе «Проклятия рукописи», можно догадаться уже из его названия. Да, в центре описываемых событий – древний фолиант, в котором описаны магические ритуалы для вызова духов. Автор подает нам его историю, сосредоточиваясь на нынешнем времени и трех ребятах, которым он попал в руки. Книга сочетает в себе много увлекательных, нередко жутких приключений, правдивое изображение жизни современной молодежи, интересные исторические экскурсы, которые дополняют основную сюжетную линию, и нередко наталкивает на размышления.
В чем-то Сергея Пономаренка в «Проклятии рукописи» очень хочется сравнить с Дэном Брауном (хотя, возможно, это только мое виденье). Например, я бы сказала, что этих авторов роднит динамизм развития событий, увлекательный сюжет с элементами триллера, вплетение в сюжет исторических фактов и событий, хорошее знание «базового» материала, тайна, вокруг которой все вращается. Однако есть между ними и существенная разница. Как ни крути, а Браун делает акцент на тайне как таковой, на действии (сказать бы, зрелищности), на эффекте неожиданности и сногсшибательном развитии событий. Кульминация и завершение его романа – это раскрытие загадки, которая не давала покоя героям в течение всего произведения (в целом, не так уже и долго во временном плане, поскольку его романы, как правило, укладываются в 24 часа). А Сергей Пономаренко не просто предлагает нам раскрыть очередную тайну с персонажами его произведения. По моему мнению, он пытается также проанализировать значение загадочного предмета (в этом случае магической рукописи) для людей, описывает влияние артефакта на человека и возможные варианты развития событий в зависимости от того, какой этот человек в моральном плане.
К тому же, «Проклятие рукописи» – это не только история магической книги. Это история искушения, история власти (пусть даже иллюзорной для человека, поскольку эта власть, как оказывается, всегда принадлежит духу), история внутреннего, духовного рабства и вытеснения из души обычных человеческих чувств. Собственно, роман не заканчивается шокирующим раскрытием тайны гримуара или его переходом к новому владельцу. Нет, линия сюжета тянется дальше, пока главный герой не решает сам для себя, что для него важнее: невидимая власть и одиночество как плата за выполнение любой прихоти или обычная человеческая жизнь с ее радостями и печалями. Поэтому роман «Проклятие рукописи» – более глубокое, жизненное и философски значимое произведение, чем любой из романов Дэна Брауна, и в этом его большое преимущество. Книга не просто читается на одном дыхании, она сеет в душу вопросы, ответы на которые можно искать в течение всей жизни.
Относительно стиля автора хотелось бы сказать, что за каждым его предложением или сюжетным поворотом стоит безусловный профессионализм и писательский опыт. Сергей Пономаренко знает, что и как он хочет донести до читателей. Хорошо отшлифованный язык помогает не просто увидеть со стороны, но и полностью погрузиться в событии древности, то ли в атмосферу современной киевской молодежи (трое ребят-друзей или девушки-студентки и мажорки), словно собственными глазами увидеть арабскую Кордовую или затерянное в Житомирской области село, каким оно есть теперь. Достаточно у автора и лиризма, который проявляется, например, в описаниях природы или внутреннего состояния действующих лиц. Словом, многолетняя практика вместе с писательским умением помогли автору выработать своеобразный, очень гармоничный языковой стиль.
Думаю, «Проклятие рукописи» Сергея Пономаренка – это хорошее сочетание истории и выдумки, интересного напряженного сюжета с жизненными истинами, изображение широкоизвестной в определенных кругах тайны, связанной с магией Арбателя, и оригинальное видение автором этого феномена. Словом, это как раз книга для тех, кто не хочет размениваться на растиражированные в карманном формате романы-тайны авторов-однодневок, но в то же время и не желает стоять в стороне современного литературного процесса, – для серьезного и вдумчивого читателя.
Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба.