Программный монолог. Новый директор ХАТОБа Любовь Морозко делилась с коллективом планами
Три месяца на испытательном сроке. Любовь Морозко официально возглавила театр оперы и балета. Сегодня областные власти подписали с ней контракт и сразу же представили нового директора коллективу ХАТОБа.
Партер большого зала театра почти полон – актеры, певцы, хореографы. В импровизированном президиуме, кроме представителей власти, недавние соперницы, а сегодня – директор и «очень ценный сотрудник» – Любовь Морозко и Нина Сидора. Какую должность в театре займет Нина Сидора, новоиспеченный руководитель пока не знает. Василий Салыгин говорит, хотел сначала подарить Сидоре цветы, но не стал – это как попрощаться.
Глава облсовета благодарит проигравшую в битве – в зале аплодисменты.
Во время представления Любови Морозко зал, напротив, сдержан: аплодисменты вялые, вопросов никто не задает.
Новый директор обещает коллективу перемены. Идея-фикс – присвоить театру статус национального. Подчеркивает: ее политический статус для ХАТОБа значения не будет иметь.
Любовь Морозко, и.о. директора ХАТОБа: «Я буду співпрацювати з усіма політичними силами. Я кажу це при Вас, щоб більше не запитували. Стану на коліна перед усіма, хто скаже: «допоможимо театру». Він того потребує».
Свою кандидатуру на должность директора театра, признается Любовь Морозко, она предложила самой последней.
Любовь Морозко, и.о. директор ХАТОБа: «Не хотелось прощаться со спокойной жизнью доцента кафедры университета – это раз. Второе: было у нашей власти другое представление о руководителе в начале. У меня было свое виденье и театра, и работы, и реконструкции, и его использования, поэтому мне и не предлагали. И вот, пока не предлагали, я и не писала заявление. А когда 2 председателя комиссии на первом заседании президиума, когда сошлись 2 кандидатуры, вы их знаете, я не буду называть, не пришли к единому мнению, после этого это было предложено мне».
Морозко предлагает сделать из оперного театра культурный центр: выставки, фестивали, песенные конкурсы. Правда, эту идею озвучивает не сам автор, а старший товарищ по партии, глава облсовета Василий Салыгин.
Василий Салыгин, глава облсовета: «В театрі є дуже гарні холи, і можливо навіть, якщо на це дасть дозвіл архітектор, який зараз живе за кордоном і в якого є авторські права на це, можливо, будуть зроблені такі легкі входи до цих холів, де будуть проходити виставки…»
Понимающий в искусстве хозяйственник. Такой директор нужен ХАТОБу. Главный дирижер Виталий Куценко не против Любови Морозко, но до сегодняшнего дня в этом образе он представлял Нину Сидору.
Виталий Куценко, главный дирижер ХАТОБа: «Вообще, конечно, для такого монстра, конечно, нужна хозяйка, которая знает его все винтики и которая разбирается в искусстве, и которая помогает творческому коллективу, потому что хозяйственных вопросов ой-ой как много. Они заедали Георгия Валентиновича – эти хозяйственные вопросы. Он не мог охватить все, в силу объема работы».
Актерам, режиссерам вокалистам – идея нового директора избавиться от гастролеров и арендаторов сцены нравится. Сейчас, говорят в театре, зал все время занят, срываются репетиции. Даже время на представление нового директора строго ограничено – поджимает репетиция Григория Лепса.
Леонид Куколев, главный режиссер 1987-98 г.г.: «Вы сделайте простую штуку. Вы выйдете перед театром, перед парадным входом и посмотрите на театр. Вы увидите огромное количество банеров, которые ярко сообщают об арендах, а справа в углу маленькая подставочка и там просто названия написаны – это оперные спектакли. Вместо того, чтобы пропагандировать свой спектакль, свой театр всеми возможными способами».
Юрий Захарин, помощник директора по гастрольно-концертной деятельности: «Все, что поступает от аренды зала, поступает на нужды театра, и театр этими деньгами может распоряжаться. В плане оплаты новых постановок, приглашение ведущих мастеров: режиссеров, артистов, солистов вокальных – вот куда уходят эти деньги. Других денег нет. Не будет этого…Если будет дотироваться – нормально, не будет – без аренды театр сегодня не выживет. Просто немыслимо, где они их возьмут, и что они так обещали сегодня».
В театре говорят: практика назначать, а не выбирать директора, неправильная. Насильно мил не будешь. Теперь, опасаются старожилы, коллектив может разделиться на тех, кто «за» и кто «против».