Проезд для инвалидов по-харьковски
У одних – поезда, автобусы, троллейбусы, трамваи и метро, у других – универсальный транспорт на четырёх колёсах. Инвалидная коляска – вместо общественного транспорта или вместе с ним?
Обладминистрация отчитывается: на всех вокзалах железной дороги уже есть съезды и пандусы для пассажиров с ограниченными возможностями. Съёмочная группа «МедиаПорта» отправилась на вокзал посмотреть, как там обстоят дела.
Железнодорожники показывают основное здание: в кассах есть отделение с переговорным устройством на удобной для колясочников высоте, низко висящие телефоны. Зал ожидания для инвалидов 1 и 2 группы. Предъяви билет и удостоверение и заезжай. Бесплатно. Телевизор, мягкие диваны, специально обустроенный туалет. Олег попытался в него заехать, но в итоге ему пришлось оставить коляску и перелезть внутрь с помощью рук.
Олег Капинус, инвалид: Вот и всё. Двери узкие, не зайдёшь, мог упасть. Это у меня руки сильные, и не каждый это сделает колясочник.
Олег – спортсмен. Занимается баскетболом на колясках, большим теннисом, на вокзале бывает часто – ездит на соревнования. Въезд на Северный терминал преодолевает легко: на входе – удобный пандус, есть достаточно широкий для коляски проезд на платформу. Зал ожидания обычно закрыт, чтобы его открыли, надо просить дежурного. Единственное но – дверь в туалете открывается вовнутрь.
Олег Капинус, инвалид: Вот и всё, дверь не закрывается. Ну так и сиди. Люди смотрят. Напротив женский туалет, женщины ходят.
Схемы помощи инвалидам на железной дороге отработаны. Валерий Пашала, первый замначальника вокзала «Харьков-Пассажирский», рассказывает: со станции, с которой выезжает инвалид-колясочник, дают телеграмму в пункт назначения. А там его уже встречает бригада, которая поможет добраться до такси или спецмашины.
С помощью этого подъёмника инвалиды попадают в поезд. Если у вагона вход на одной высоте с платформой, обходятся железными досками. Подъёмников на вокзале два, говорит Пашала. Есть у железнодорожников и специальный вагон, в котором все дверные проёмы, купе, туалеты рассчитаны под инвалидную коляску. Заказ вагона – по телефону, самое позднее – за 5 дней, без доплаты.
Валерий Пашала, первый зам.начальника вокзала «Харьков-Пассажирский»: Знаете, нигде, ни на одном вокзале такого нету, как у нас. Пандусы везде сделаны, могут заехать в кассовый зал, могут заехать в сервисный центр, здесь на терминале могут заехать, вот, могут на каждую платформу заехать.
Корреспондент: – На каждую, на все?
Валерий Пашала: – На каждую! На все платформы они могут заехать.
Корреспондент: – А почему вы нам не показали пандусы на тех платформах?
Валерий Пашала: – Переезд. Пандусы мы вам показали, везде, куда заехать. А по переезду я на сегодняшний день не хочу вас везти, потому что скользко.
Корреспондент: – Валерий Александрович рассказывал, что там есть выходы на все абсолютно платформы, везде есть пандусы, на любую можно попасть. Насколько это соответствует действительности?
Олег Капинус, инвалид: Насколько это соответствует? Да ни насколько! Кругом бордюры, кругом без посторонней помощи – два мужчины как минимум надо!
Олег доволен только Северным терминалом. Говорит: если б не туалет с незакрывающейся дверью, совсем хорошо было бы. Одна проблема: уходят с него в основном пригородные электрички, да и ездить в этом направлении ему и его товарищам доводится редко. В остальных случаях приходится обращаться к работникам вокзала. А инвалиды считают: свобода в том и заключается, чтобы ездить – по городу или за его пределы – куда хочешь и ни от кого не зависеть. Но в метро та же ситуация: без помощников не поедешь.
Сергей Мусеев, директор КП «Харьковский метрополитен»: «Мы знаем всех инвалидов на пересчёт, адреса и телефоны. И обратились к ним лично, что если они пожелают передвигаться с помощью метрополитена, они звонят в наш диспетчерский центр метрополитена, мы их встречаем, сопровождаем по метрополитену и на следующей станции, куда им нужно добраться, провожаем их наверх. На руках заносим!»
Олег Капинус, инвалид-колясочник: «Метро – вообще недоступное. Если что-то делают – вот у нас делали, я живу возле площади Восстания, сделали, да. Положили швеллера, коляска, всё, по ширине, всё подходит, и в конце одну ступеньку не доделали. Я в первый раз когда шёл, я просто не заметил этого. Я завис, было поздно, никого не было. Я висел две минуты».
Елена Шингарёва – сама колясочник – член городского комитета доступности и директор службы «Инватакси». Она – своего рода связной между инвалидами и харьковскими властями. По её словам, в транспортной сфере метро – самая проблемная зона. Не только в Харькове – вообще в Украине.
Елена Шингарёва, вице-президент городской организации инвалидов «Креавита»:
«Потому что метро можно адаптировать только путём строительства лифта. Швеллерная вот эта вот попытка адаптации – она не является эффективной, и более того, она не безопасна, ну, люди на инвалидном кресле не могут воспользоваться этими швеллерами, которые зачастую устанавливают на ступенях».
Специальные лифты, о которых говорит Шингарёва, уже есть в европейских странах и на новых станциях в Киеве. А в Харькове с подъёмниками только машины – по одной у общественной организации «Проминь» и городского центра «Доверие», три – у социальной службы «Инватакси».
Татьяна Дроздова, директор городского центра социальных служб «Доверие»: «Это должен быть общественный транспорт, городской, который приспособлен. Выпускает и Львов такие специальные троллейбусы, с откидными площадками, куда люди могут заезжать. Во Львове уже сделаны специальные остановочные пункты, где расписание этих автобусов. То есть, человек не зависит ни от кого».
Такие автобусы уже ездят и по улицам Харькова. Вот только инвалидов они не возят. Директор частной фирмы-перевозчика Александр Степко два года назад по собственной инициативе закупил четыре специально оборудованные машины. Но оказалось – механизм подъёмников на маршруте использовать неудобно. Пока автобусы в дороге – подъёмники пылятся в чехлах. Директор предприятия продемонстрировал механизм съёмочной группе.
Александр Степко, директор ООО «Экспресс»: «Я заезжаю сюда, подымай! Кто-то должен меня придержать, чтоб я не упал, теперь я должен сюда заехать, как-то закрепиться, а он должен это всё дело потом снова всё закрыть, ну вот представьте себе, а люди сидят, те, которые едут по маршруту, и вот это всё дело, как кажут, наблюдают».
Степко рассказывает: сейчас украинские инженеры разрабатывают другие варианты, лучшие – с низким полом, широким входом, ремнями безопасности для коляски, простым выдвижным пандусом. Но оптимального механизма пока нет. Чтобы опустить пандус, водителю всё равно надо выходить из машины, оставлять без присмотра руль и кассу, терять время.
Александр Степко, директор ООО «Экспресс»: «У меня никакой заинтересованности на эту тему нет. Потому что мне выгодно повезти тех людей, которые мне заплатят на эту тему, а тут я должен терять время, там где мне и не заплатят, и ещё окажут нести определённую ответственность».
Сами инвалиды и руководители служб говорят: с социальной точки зрения – общения, развития – для инвалидов ситуация заметно улучшается. Появилась возможность посещать концерты, спортивные матчи, самим заниматься спортом. На стадионе «Металлист» есть специально оборудованные пандусами трибуны, на концертах на площади Свободы инвалиды – в первом ряду.
Татьяна Дроздова, директор городского центра социальных служб «Доверие»: «Ну последние три-четыре года, конечно, разительные перемены, не сравнить ситуацию там пятилетней, шестилетней давности, с тем, что сейчас».
Но выход в город по-прежнему остается проблемой. Даже если завтра весь транспорт в городе оборудуют подъемниками – доступней для инвалидов улицы станут ненамного. Ямы на дорогах и высокие бордюры – остаются, специальные остановки – не появляются, а пандусы строятся в основном в новых домах, адаптировать старые, говорят специалисты, – сложно. И людям с ограниченными физическими возможностями зачастую проще голосовать, учиться, работать на дому – жить, не покидая пределов квартиры.