Проезд в метро: почему отменили студенческую льготу
С 1 января харьковские студенты вынуждены оплачивать полную стоимость проезда в метро — не 1,5 гривни за одну поездку, а три. В Департаменте транспорта Харьковского горсовета объясняют, что отмена льготы связана с принятием закона «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины». Студенты выступают против и не исключают, что выйдут на пикет.
О том, что 50-процентная скидка на проезд метро больше не действует, студенты узнали за сутки до нового года. В руководстве высших учебных заведений получили письма из коммунального предприятия «Харьковский метрополитен».
В письме генеральный директор подземки Вячеслав Стаматин сообщает, что согласно порядку предоставления льготного проезда студентам, утверждённому Кабмином в 1999 году, средства на проезд студентов и школьников закладываются в местных бюджетах, но на 2015 год средства в городском бюджете не предусмотрены.
«Харьковским горсоветом 24 декабря 2014 года принято решение № 1766/14, которым утверждена Программа содействия безопасной жизнедеятельности в сфере социальной защиты населения города Харькова на 2013-2016 гг. В этой Программе не предусмотрено право льготного проезда в метрополитене со скидкой 50 % стоимости студентам высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации и учащихся профессионально-технических учебных заведений», — говорится в письме Стаматина, адресованному ректору Харьковского национального университета имени Каразина Вилю Бакирову.
Директор Департамента транспорта Харьковского горсовета Сергей Дульфан информацию, изложенную в письме метрополитена, называет некорректной и прежде, чем объяснить суть вопроса, приносит извинения.
«Как руководитель Департамента хочу принести извинения и харьковчанам, и, в первую очередь, студентам за некорректно поданную информацию нашим коммунальным предприятием. То, что было написано, не является такой информацией, которую можно принять как достоверную хотя бы потому, что сессия Харьковского городского совета ещё не закрыта и ещё эти вопросы не обсуждались. Поэтому любые ссылки на решения сессии Харьковского городского совета, по крайней мере, не состоятельны», — утверждает Дульфан.
В то же время, подтверждает директор Департамента, с 1 января студенческая льгота на проезд в метро не действует. Первопричина — вступление в силу Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины». 31 декабря он был опубликован в парламентской газете «Голос Украины».
«Льготы студентам, о которых вы говорите, гарантировались несколькими законами. В первую очередь это Закон Украины «Об образовании», Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодёжи в Украине» и «О социальных гарантиях отдельных категорий граждан». Для того, чтобы реализовать нормы этих законов, было отдельное постановление Кабмина № 541 от 5 апреля 1999 года. Это всё, что было.
Причём, если вы ознакомитесь с нормами, которые указаны в этих законах и постановлении Кабмина, вы везде увидите, что данную льготу гарантировало государство и именно областным администрациям вменялось в обязанность в своих бюджетах иметь статьи для покрытия убытков перевозчиков за реализацию этих льгот.
Учитывая, что за всю историю Украины ни разу в бюджете, во всяком случае, Харьковской области не было затрат на покрытие убытков перевозчиков за перевозку студентов (не только студентов, учащихся профтехучилищ) ни разу не было, в позапрошлом году сессией Харьковского городского совета №773/12 было внесено на добровольной основе, потому что закон предусматривает возможность — не обязанность, обращаю ваше внимание, а возможность органам местного самоуправления предоставлять дополнительные льготы, в Программу содействия безопасной жизнедеятельности в сфере социальной защиты населения Харькова была внесена статья, по которой студентам предоставлялось право 50%-ной оплаты за проезд в наземном и подземном электрическом транспорте города Харькова», — рассказывает директор Департамента транспорта.
«Мы знаем, что не бывает ничего бесплатного. Поэтому этим же решением источником [покрытия] убытков коммунального предприятия была определена плата налога за землю в городской бюджет. То есть уменьшалась плата в городской бюджет налога на землю, а освобождённые средства должны были быть направлены на покрытие этих убытков.
Если мы возьмём закон, который я назвал («О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» — ред.) и почитаем, отсюда убраны в этом году все пункты, которые относятся к формированию источника для покрытия этих убытков со стороны государства. То есть сами законы сохранились, указано, что государство гарантирует данную льготу, но убран источник в виде местных бюджетов. Не бюджетов местного самоуправления, а местные бюджеты — то есть областной администрации. Убран источник, принят государственный бюджет, что должно делать коммунальное предприятие? Кто определит источник покрытия убытков? Хозяйственным кодексом коммунальному предприятию запрещено вести деятельность, ведущую к убыткам. Целью деятельности любого хозяйственного общества является получение прибыли или хотя бы безубыточность», — объясняет Сергей Дульфан.
Директор департамента приводит статистику: за прошлый год из-за скидки на проезд студентам метрополитен недополучил 37 миллионов 445 тысяч гривень.
На вопрос, возможно ли, что при принятии городского бюджета льгота всё же будет сохранена, Сергей Дульфан отвечает так:
«Гадать… Есть повестка, есть бюджет города Харькова, его ещё не выносили на обсуждение, его ещё не рассматривали, и опять же это вопрос к депутатам…
Мы не можем говорить, будет или не будет таким образом — источник на данный момент с 1 января не определён».
После пяти дней поездок по новому тарифу студент и глава Харьковского областного студенческого совета Никита Андреев вместе с коллегами составил обращение в горсовет. Он просит вернуть скидку. Потому что метрополитеном приходиться пользоваться, как минимум, дважды в день.
«Вот уже пять дней это действует, одну-две станции уже пытаемся пройти пешком. Пытаюсь пользоваться трамваем, троллейбусом, где это возможно. Но есть высшие учебные заведения, к которым можно добраться только на метро. И тут ничего не поделаешь», — рассказывает студент.
«Фактически мы в своём обращении говорим, что такое решение может привести к негативным социальным последствиям, потому что студенты — один из самых незащищённых слоёв общества. Мы обращаемся к Геннадию Кернесу, к городскому совету, чтобы они нашли какое-то решение, чтобы вернуть льготы студентам. Студенты — это фактически 10 % населения города», — говорит Андреев.
До 15 января студенты ждут реакции властей. После — обещают выйти на мирную акцию протеста. Если пикет не даст результатов, будут думать, как вместе с юристами отстоять свои права.
«Будем смотреть по ситуации, консультироваться с организациями — их порядка уже 20-ти, которые поддержали нашу идею. В социальных сетях большая кампания пошла. У нас есть юристы, организации, которые специализируются на юридических вопросах, поэтому мы готовы бороться на всех фронтах», — говорит глава студенческой организации.
Будут ли представители горсовета вместе со студентами обращаться в центральные органы власти, в Департаменте транспорта пока не думали.
«Вы знаете, когда и как принимался [государственный] бюджет, думаю, что ещё [вариант обращения в Кабмин] не обдумывался, потому что всё произошло настолько стремительно и так неожиданно были убраны нормы из законов, что у нас просто не было времени этим заняться», — говорит Сергей Дульфан.