Проблемы ВПЛ: как изобрести велосипед
Два с половиной года в стране существует такое понятие и явление, как внутренне перемещённые лица (ВПЛ) — люди, которые не по своей воле потеряли дом, работу, родных и часто средства к существованию. Каждый, кто выехал из Крыма и оккупированных районов Луганской и Донецкой области, по Конституции Украины является гражданином Украины и имеет все предусмотренные основным законом права.
Но де-факто и часто де-юре воспользоваться своими правами ВПЛ не могут. Мало того, их гражданские права нарушаются. Например, они не могут баллотироваться и голосовать на местных выборах, они обязаны подтверждать своё место жительства, не могут свободно перемещаться по стране и т.д.
Система государственного управления в общем и система социальных гарантий в частности не перестроились под новую реальность. Области, в которых наибольшее количество ВПЛ (по официальной статистике это Луганская, Донецкая и Харьковская), никак не изменили работу социальных служб (штаты, графики, доплаты за дополнительную нагрузку), не говоря уже о профессиональных качествах чиновников — других, как говорится, у нас нет.
В это же время волонтёрское движение, не ограниченное (на первых порах) формальными процедурами, мобилизировалось, создало необходимые структуры для помощи людям, которые пострадали. Сразу же стало понятно, что семье (человеку) нужна комплексная помощь: вместе с продуктовым набором, одеялом и тёплой курткой давали информацию, как найти жильё, работу, устроить ребёнка в детский сад.
Проблемы семьи, если они не решены комплексно, через некоторое время вернутся снова, и их придётся решать. Продуктового набора надолго не хватит, и родственники, какими бы милыми они ни были, рано или поздно укажут на дверь. После полугода работы в авральном режиме в волонтёрском пункте «Станция Харьков», например, уже был создан механизм, который охватывал полный спектр помощи — психологические, юридические консультации, социальная работа и социальное сопровождение, консультации по трудоустройству, переквалификация и многое другое. Это был естественный процесс, по-другому полноценной помощи не могло быть.
Это почему-то не было очевидным для чиновников. Переселенцы продолжали блуждать между кабинетами, учреждениями, специалистами, ждать месяцами документов, выплат, голодать, потому что их внесли в какие-то списки. Они не понимали, за что, почему они лишены элементарных вещей — еды, жилья.
На поверхности лежало решение — нужна программа работы с ВПЛ на государственном уровне, продуманная и работающая, нужны единые центры помощи, нужны механизмы адаптации ВПЛ в новую громаду. То есть государственные структуры и структуры местного самоуправления должны были перестроиться, начать работать по-другому.
Летом 2015 года в Украине при поддержке международных организаций объявляется конкурс «Внедрение подхода «кейс-менеджмент» в работе с ВПЛ». Самые обычные Центры социальных служб для семьи, детей и молодёжи в разных регионах страны создают общественные организации (при себе же), подают заявки и выигрывают, становясь при этом едиными центрами помощи ВПЛ, а их сотрудники — «кейс-менеджерами». В их понимании — для «надання всебічної інформації ВПО та соціальне супроводження», а не комплексного решения проблем семьи.
То есть вместо изменения системы социальной защиты, адаптации её под новые реалии, чтобы люди, получающие зарплату, могли нормально делать свою работу, а люди, которые нуждаются в помощи, могли её получить там, где и положено, — вместо всего этого создаются новые подсистемы по образу и подобию волонтёрских центров помощи ВПЛ.
Гранты временны, завтра они закончатся. Что будет с едиными центрами, не понятно. Понятно следующее — ВПЛ и проблемы, связанные с внутренним перемещением граждан, — надолго, на десятки лет (о чём говорит опыт той же Грузии). Решения есть, мировой опыт есть, нужно брать и пользоваться, вместо того чтобы заново изобретать велосипед.