Web Analytics
«Пробирмамзели», или Первое харьковское дефиле | MediaPort

Ровно сто лет назад, 2 и 3 ноября 1913 года по старому стилю, в Харькове впервые широкой публике были представлены так называемые живые манекены. Спустя несколько десятилетий такие демонстрации войдут в обиход под привычным для нас названием «показы мод».

В конце октября 1913 года в популярной харьковской газете «Южный край» появилась заметка «Живые манекены». Она предваряла событие, которое должно было впервые случиться в Харькове спустя несколько дней. 

«На днях харьковцам, главным образом, представительницам прекрасного пола, предстоит видеть интересное зрелище — живые женские манекены. В зале Дворянского собрания* на этих манекенах будут демонстрировать самые модные и самые изящные, полные художественного вкуса, дамские наряды, сделанные по рисункам английской художницы леди Говард и других. Манекены будут ходить по сцене, принимать различные позы, показывая, как надо держаться в том или другом наряде, и будут даже участвовать в five o’clock tee. Зрелище это — новый, своеобразный вид рекламы, так как туда же, во время демонстрации, будут указываться и заграничныя фирмы, от которых можно получить тот или другой наряд».

* Дворянское собрание находилось на Николаевской площади, нынешней Конституции, напротив заднего фасада ломбарда, в котором теперь Исторический музей.

Надо сказать, что публичные демонстрации «живых манекенов» сто лет назад только-только входили в моду и были ещё в диковинку.

Одной из первооткрывательниц дефиле в современном виде (или очень приближенном к современному) стала британская дизайнер леди Люси Дафф-Гордон, в мире моды известная как Люси. В начале ХХ века она начала устраивать «парады манекенов», сопровождаемые музыкой, куда приглашала не только состоятельных модниц, но и их мужей, кавалеров — в общем, потенциальных плательщиков.

Леди Люси Дафф-Гордон в 1910 году. Фото из открытых источников
Леди Люси Дафф-Гордон в 1910 году. Фото из открытых источников
Леди Люси Дафф-Говард на «Титанике», 1912 год
Леди Люси Дафф-Говард на «Титанике», 1912 год

Как всякая новая интересная идея, придумка находчивой англичанки быстро стала популярной и приобрела последователей. Одной из тех, кто подхватил новинку, стала согражданка Люси Дафф-Гордон, художница, как её называли в России, леди Говард (или Говардс).

Именно она и выкупила на два дня, 2 и 3 ноября (по старому стилю) 1913 года, зал харьковского Дворянского собрания, чтобы устроить там восемь сеансов — по четыре в день.

Надо сказать, что женская мода 10-х годов ХХ века часто становилась объектом непонимания, насмешек и даже издевательств публики. Что с удовольствием отражали газеты. Вот несколько характерных примеров (все даты по старому стилю).

«Южный край», 10 июля 1910 года
«Южный край», 10 июля 1910 года

«Южный край», 30 апреля 1911 года
«Южный край», 30 апреля 1911 года

«Южный край», 4 июля 1913 года
«Южный край», 4 июля 1913 года

Иногда «модными» вопросами приходилось заниматься даже харьковской городской думе. В 1913 году, по примеру других городов, специальным постановлением гласные думы запретили допускать в трамвай дам в шляпах с булавками без специальных наконечников. В трамваях появились таблички: «Дамам без предохранителей вход запрещён».

Но вернёмся к первому харьковскому показу мод.

На первом вечере побывал журналист «Южного края». В номере за 3 ноября он поместил под псевдонимом Фальстаф заметку об увиденном, которую назвал «Последний крик моды». Это был не просто репортаж, а некое, можно сказать, социокультурное осмысление невиданного прежде в Харькове явления.

Последний крик моды.

Не оденетесь лучше камелий и богатых французских актрис!
Н. Некрасов.

Вчера вечером в Дворянском собрании открылись сеансы леди Говардс, художницы, демонстрирующей различные модели платьев, накидок и шляп на живых манекенах, на так называемых «пробирмамзелях».

Публики на каждых сеансах (всего за вечер четыре) было очень много. Преобладали, разумеется, дамы, как и следует, но было не мало и мужчин, среди них офицеры, почтенные адвокаты, врачи — вообще любители изящных и красивых женских нарядов…

Были налицо и все харьковские портнихи… pardon — «художницы» и шляпницы…

О том, что такое дамские туалеты и какое роковое морально-экономическое значение они имеют в современной жизни — надо ли говорить?

Был культ тела, красоты, силы, ловкости, — этому поклонялись, этому следовали, — теперь царит культ «модных дам», женщин, в которых нет ни красоты, ни свежести, ни тонкости, а есть тот особый шик, тот болезненно извращённый «излом» и уменье одеться, замысловато и экспансивно, благодаря которым женщина в сущности… та же «пробирмамзель». Показывается и говорит: посмотрите, какое на мне платье, шляпа, башмаки, чулки…

И так как современная наша героиня — это «веселящаяся дама», то, конечно, только очень немногие богатые женщины могут одеваться так ослепительно роскошно и безумно дорого, чтоб конкурировать с ними…

Это тоже знамение нашего времени, что скромно одетые женщины не производят впечатление…

Мы так жаждем ослепительного блеска женских туалетов и украшений — этот «последний крик Парижа», что совершенно потеряли меру вещам…

«Бриллианты, цветы, кружева,

Доводящие ум до восторга»…

Вот что кружит голову не только женщинам и мужчинам!

Туалеты, демонстрированные вчера, лучше всего подтверждают всё вышесказанное. Стоят эти вещи безумные, именно бешеные деньги…

И надо сказать, что далеко не все, действительно, красиво, оригинально и интересно задумано.

Слабее других — туалеты выездные. Много лучше вечерние платья и бальные и совсем красивы некоторые платья для спорта. В последних есть много вкуса и истинного изящества.

Леди Говардс показывает себя в самом финале — на ней богатый бальный туалет, — «придворный».

Сеансы под конец приедаются, хотя там поют и играют.

Оказывается, что Леди Говардс заказов не принимает, а только даёт идеи туалетов и рисует их по желанию дамам, считаясь с их индивидуальностью.

Вчера наш гостиный ряд тоже мобилизовал свои силы и выставил в витринах ослепительные материи.

Видели бы вы, сколько толпилось около них дам, возбуждённых, заинтересованных!

И вчера на сеансах, хоть и было много критики и язвительных замечаний, но и не мало было лиц с явно выраженной «тоской»… Некоторые платья и шляпки не могли не произвести эффекта.

Однако и у модниц леди Говардс все узкие юбки, только некоторые задрапированные юбки требуют побольше материи — тканей расходится меньше прежнего. Это ведь поведет к кризису в промышленности!

Не потому ли французы носят теперь очень широкие юбки, особенно внизу…

Очевидно, чтоб скомпенсировать недобор на женских материях…

Но, однако, как должны уставать бедные «пробирмамзели» – ведь они переодеваются до чулка в течение вечера по шестнадцати и двадцати раз!…

Их-то, должно быть, эти «последние крики моды» заставляют, вероятно, кричать от боли.

Фальстаф.

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», январь 1911 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», январь 1911 года
 

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1909 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1909 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1912 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1912 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1912 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», июль 1912 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», май 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», август 1913 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», август 1913 года

«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», сентбрь 1912 года
«Иллюстрированное приложение» к «Южному краю», сентбрь 1912 года