Пришёл, придумал… на фига
Отправляясь на съёмку, я (как и, уверена, мои коллеги) часто придумываю сюжет заранее. То есть сочиняю название и структуру материала, даже бормочу за героев синхроны (фрагменты интервью). Ничего общего с результатом этот поток фантазии, как правило, не имеет. То есть с вероятностью 90% картинка будет другого цвета, композиция иной формы, а люди гораздо интереснее или значительно скучнее ожидаемого.
«Откуда берутся новые предметы» — такой или похожий заголовок болтался в моей голове, когда я шла на кафедру дизайна. Защита дипломных работ, студенты 4-го курса, специализация — промышленный дизайн.
Понимаю, что гениальнее колеса человечество ещё ничего не изобрело, но всё-таки. Стиральную машину-автомат кто-то же придумал (дай бог здоровья этому замечательному человеку). Шкаф-купе, планшет, лампу на прищепке, стул на колёсиках… И это я так, просто оглянулась вокруг.
Вообще эти ребята чуть ли не единственные, не считая архитекторов, наверное, чьи дипломные работы осязаемы. Их можно фотографировать. И кадры не будут одинаковыми бумажными талмудами представителей других профессий (никого не хочу обидеть).
То есть, кроме рукописного текста, студенты несут, тащат и катят на защиту полноценные макеты удивительных идей. Цветные, с лампочками и колёсиками, с открывающимися дверцами и крошечными деталями — ну просто праздник для непрофессионала (тем более для журналиста с гипертрофированной важностью картинки).
Первое разочарование (в смысле, минус одна моя фантазия) — «сочинений на вольную тему» нет. У каждой группы строго фиксированное задание. Студенты одной разрабатывают электромобили, другие выдумывают снегоходы, третьи трудятся над элементами городской среды — диковинные лавочки, плавучие островки, кабинки для подвесной дороги.
Кроме (правда, очаровательных) макетов, это — чертежи, расчёты, обоснования. Всё серьёзно. Каждая работа — симбиоз искусства, технологий и маркетинга. Важна актуальность, функциональность объектов. Гамма цветов, изящность линий, острота инженерной мысли.
Анна Водяха защищается первой. Волнуется. Её электромобиль создан для того, чтобы возить прохладительные напитки по парковой зоне. Здесь есть холодильник (сзади) и крепления для мусорных пакетов (по бокам). «Чтобы не ходить с обёрткой от мороженого в поисках урны», — поясняет Аня комиссии. Высокое жюри хвалит студентку за отличное цветовое решение: «Транспорт, кроме всего прочего, поднимет настроение отдыхающим».
Замечание, впрочем, гипотетическое, как и сам проект. В приватной беседе один из преподавателей признаётся — вряд ли город когда-нибудь увидит модель «живьём».
Сергей Вергунов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна ХГАДИ:
Как часто дипломные работы «выстреливают» в реальной жизни?
К сожалению, очень редко. Эти «выстрелы» можно пересчитать по пальцам.
Чем вы это объясняете?
Очень просто. У нас напрочь отсутствует система производства. Всё, что было в Советском Союзе, уничтожили. Нового практически ничего не создали.
Может быть, хотя бы идеями торговать?
Для этого должен быть институт толковых менеджеров, продюсеров. Как в шоу-бизнесе. Ведь они же продают песни и шоу. А идеи… У нас нет специалистов, которые бы продавали идеи.
То есть студенты создают проекты, получается, сами для себя?
В какой-то степени, да. Я бы сказал, мы сейчас занимаемся консервацией профессии в надежде на будущее.
А вы планируете предлагать что-то из дипломных работ властям, например?
Не знаю, мы время от времени предлагаем. Мы в выставках участвуем. Но пока, к сожалению, всё на уровне просто участия. Есть в Украине козырная фраза: «Коштів нема».
Разочарование второе: потенциальных заказчиков в зале — ровно один человек. Представитель частного экопарка.
В моих фантазиях это должен был быть целый легион «жадного до хороших идей» народу. Несмотря на то, что категорически нового, собственно, ничего. Ребята поясняли: их проекты — компиляция из уже существующих объектов. За основу брали реальные прототипы. Некоторые детали усовершенствовали.
Плавающие островки от Марты Цисарчук сами по воде не передвигаются. Это просто место, где можно вдали от берега позагорать, почитать, потанцевать. Изначально идея принадлежит дизайнеру Michele Puzzolante, однако в исполнении харьковской студентки это, скорее, мини-вариант, который можно использовать для местных водохранилищ.
Михаил Палаев свою дипломную работу не принёс. Он на ней приехал. Защищается последним. Для его наглядных пособий не хватает места в общей аудитории. Выделяют отдельную. Макет его работы почти в натуральную величину.
Электроскутер для подростков. Конструкция, рассказывает автор, выдерживает до 70 килограммов. Предназначен для прогулок по паркам. Хотя стоп-сигналы и габариты автор предусмотрел. Максимальная скорость — 25 км/ч, вес — 25 кг, заряда хватает на 25 км. Сиденье регулируется, как на велосипеде.
В отличие от прототипов, с которыми работал Михаил, авторский вариант необычной, или, точнее, чуть забытой, угловатой формы. Модная «каплевидность» конструкций, уверен студент, больше подходит для девочек.
Электроскутеры с похожими характеристиками в сети найти несложно. Однако конкуренцию им работа Палаева может составить как минимум в цене. При серийном производстве, предполагает дипломник, его «изобретение» обошлось бы покупателю в, примерно, 800 долларов — сумму, сопоставимую с ценой на велосипед.
Конечно, я нафантазировала увидеть идеи где-то такого масштаба:
Оказалось чуть скромнее. Но называть это разочарованием не буду. Они ведь студенты. Ещё растут.