Последняя шутка академика Ландау
В прошлом году исполнилось сто лет со дня рождения известного советского физика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау. Празднование сопровождалось горячим обсуждением «скандального» фильма, вышедшего «по мотивам» воспоминаний его жены, Конкордии (Коры) Ландау-Дробанцевой – «Мой муж гений», который якобы порочит память великого ученого. Сегодня мы вспоминаем Дау (так называли его близкие) в годовщину смерти – знаменитый физик «так любил шутку. И словно пошутил – умер в день 1 апреля».
Это цитата из воспоминаний Коры Ландау, незатейливо называющихся «Как мы жили» и опубликованных уже после ее смерти, в 1999 году. Всю жизнь, а особенно после аварии, превратившей Дау в нетрудоспособного инвалида, жена ученого подвергалась критике и нападкам «доброжелателей» – вероятно, поэтому предпочла не сталкиваться с рецепцией своих мемуаров.
А начиналось все довольно романтично – молодой физик Лев Ландау, ученик Нильса Бора, в 1932 году возглавил теоретический отдел Украинского физико-технического института в Харькове и на выпускном студентов-химиков познакомился с самой красивой девушкой бала – ею оказалась Кора Дробанцева. Цветы, свидания, переписка, ожидание из тюрьмы, чудесное освобождение – и долгожданный брак, который принес годы счастья и страданий.
Вполне в духе идей сексуальной революции 1920-х годов и теории «стакана воды» Ландау исповедовал свободу отношений и честно предупредил невесту о том, что любовницы у него будут, предлагая ей тоже не ограничивать себя в любовных связях (что, впрочем, Коре было совершенно ни к чему…). Считая брак «печатью на плохих вещах», он заключил с женой своеобразный «пакт о ненападении» и ввел штрафы за каждую сцену ревности. А поводов для ревности было много – находясь значительно «выше» мещанских представлений о браке, Дау мог попросить жену приготовить ужин и чистую постель и удалиться, пока он будет «осваивать» актуальную любовницу. Вся замужняя жизнь Коры Ландау предстает, таким образом, историей борьбы ее представлений о любви и верности с «прогрессивными» теориями счастья ее гениального мужа и где-то – историей о женском счастье «несмотря на».
Собственно, именно этот аспект отношений супругов Ландау особенно подчеркнут в фильме «Мой муж гений», художественные качества которого оставляют желать лучшего. Тексту воспоминаний Коры фильм также соответствует только в общих чертах, несмотря на то, что продюсер картины Олег Вольнов утверждает, будто именно она должна была стать главной героиней фильма: «Мы делали кино не о Ландау, а об удивительной женщине Конкордии Терентьевне Ландау-Дробанцевой. Мы делали фильм о ее великой любви к необыкновенному человеку». Ни необыкновенного человека (Ландау в исполнении Даниила Спиваковского выглядит в фильме как закомплексованный и суетливый маленький человечек, поэтому многочисленным любовным приключениям верится с трудом), ни удивительной женщины в работе режиссера Татьяны Архипцовой мы не увидим. Зато трактовка образа Коры (в исполнении Ксении Громовой) пришлась как нельзя на руку всем, кто обвинял вдову академика в истеричности, а ее воспоминания называл навязчивым бредом и копанием в грязном белье – собственно, это и вызвало дебаты вокруг фильма.
Да, книга «Как мы жили» не написана равнодушно, и в ней получили своих «слонов» и коллеги по работе, представители закрытого клана физиков, и родственники, и любовницы, и врачи, – но разве не это составляет ценность собственно мемуарного жанра? Создавать идеальный образ великого Ландау – задача заведомо неблагодарная, учитывая количество легенд о его любовных похождениях. Кора показывает в своих воспоминаниях человека, которого она любила, – яркого и неординарного, обойденного многими грехами, кроме одного… Ландау был равнодушен к деньгам и почестям, бытовым условиям и благам, ничего не жалел для близких, стремился жить полно и интересно. А еще он был гениальным физиком :).
Он ненавидел скуку, считая ее самым страшным из грехов, и призывал наслаждаться жизнью. Но вот о том, что наслаждения достигаются ценой страданий окружающих – мужей-рогоносцев, самих любовниц, а главное, жены и матери его сына, – Ландау не задумывался. А если задумывался, то быстро находил причину – эти люди сами не хотят быть счастливыми! Уверена, многие читательницы сейчас уже произнесли слово, относящее знаменитого академика к разряду парнокопытных :).
Автомобильная авария, случившаяся в 1962 году на заледенелой дороге из Москвы в Дубну, в которой пострадал только Ландау, подвела итог привычной жизни академика. Медики всего мира принимали участие в спасении жизни ученого – и вытянув его из комы, продлили мучения на шесть долгих лет, в течение которых не было ни одного дня без боли. Все это время Кора находилась рядом – читая ее рассказ об последних годах жизни Ландау, нельзя не преклониться перед терпением и силой характера этой «истерички» и «неврастенички». А впрочем, не берусь ни оправдывать, ни критиковать, ни рассуждать о большой любви и силе прощения…
Осенью 2008 года в Харькове начались съемки еще одного фильма о жизни Ландау – режиссера Ильи Хржановкого, который написал сценарий в соавторстве с Владимиром Сорокиным. Премьера картины «Дау» запланирована на 2010 год – у вас еще много времени, чтобы прочитать воспоминания Коры :).
Кора Ландау-Дробанцева. Академик Ландау. Как мы жили. – Москва, 1999.