Польша прощается с президентом
Траур в Польше продлили до 18 апреля – в этот день состоятся похороны четы Качиньских. Чтобы попрощаться с ними, люди выстаивают часы в очереди. Между тем, именем погибшего президента назвали улицы в Тбилиси и Одессе. По предварительным данным расследования катастрофы, трагедия произошла из-за ошибки пилота.
В Польше продолжается национальный траур по погибшим в авиакатастрофе под Смоленском. Он должен был длиться с 10 до 17 апреля, но исполняющий обязанности президента, маршал Сейма Бронислав Коморовский своим указом продлил его до 18 апреля – в связи с похоронами президента Польши и его супруги, которые состоятся в воскресенье в Кракове.
Между тем, в столице страны не заканчивается поток людей, которые приходят к Президентскому дворцу, чтобы выразить свои соболезнования по поводу гибели в авиакатастрофе Леха и Марии Качиньских. Жители Варшавы стояли в очереди у Президентского дворца всю ночь. Как сообщают СМИ, длина очереди достигает не менее трех километров – она продвигается между металлическими барьерами, возведенными для обеспечения порядка и охраняется полицией.
Решено, что Лех Качиньский будет похоронен 18 апреля в замке в Вавеле, в исторической части Кракова, где находятся усыпальницы нескольких польских королей. В церемонии похорон, по некоторым данным, собираются принять участие президенты Украины, России, США и Франции.
Между тем, часть жителей Кракова протестует против этого решения. Как сообщает национальное польское телевидение, протестующие вчера вечером собрались у здания местной Римской Курии, они кричали: «Краков говорит «нет», и «Лех Качиньский не был королем». Страсти кипят и в интернете – группу «Нет похоронам Качиньских в Вавеле» в социальной сети «Фейсбук» поддержали уже более 24 тысяч человек.
Именем Качиньского уже названы улицы в Одессе и Тбилиси. В Одессе его имя будет носить часть улицы Польской от Дерибасовской до Бунина. Соответствующее решение приняли депутаты Одесского горсовета в ходе сессии в среду. Власти Тбилиси назвали в честь Качиньского улицу в центре города, которая ранее носила название Черноморская.
А в Польше общественность выступает за увековечение имени погибшего президента в названии варшавского Национального стадиона, который строят к Евро 2012. Идею поддержали представители Национального центра при Министерстве спорта и туризма Польши, который собственно занимается строительством стадиона. Однако, как отметил спикер польского Минспорттуризма и пресс-секретарь Федерации футбола Польши Якуб Квятковский, поднимать эту тему будет целесообразнее чуть позже – после того как утихнут эмоции.
Дату проведения внеочередных президентских выборов и.о. президента Польши Бронислав Коморовский скорее всего, назовёт в среду, 14 апреля. Отвечая на вопрос журналистов, будет ли известна дата выборов к среде, Коморовский сказал: «Мне кажется это абсолютно необходимым». Опросы общественного мнения, проведенные незадолго до авиакатастрофы, показывали, что именно Коморовский, кандидат от правящей партии «Гражданская платформа», самый популярный из всех кандидатов на выборах, которые изначально должны были пройти в октябре. Кандидаты от двух крупнейших оппозиционных партий в субботу погибли в авиакатастрофе под Смоленском. Это был президент Качиньский, который намеревался выдвинуться на следующий срок от партии «Закон и справедливость», и Ежи Шмайдзинский, кандидат от «Левого демократического альянса».
Расследование обстоятельств крушения президентского самолёта продолжается. Расшифровка двух основных «чёрных ящиков» – ей занимаются российские специалисты – должна завершиться к концу недели. Третий бортовой самописец передали для расшифровки в Польшу. Продолжаются следственные действия и на месте катастрофы. На осмотр места ЧП понадобится еще три-четыре дня, поскольку «многие вещественные доказательства и фрагменты оказались глубоко погруженными в землю», пояснил глава СКП Александр Бастрыкин.
По предварительным данным участников расследования, пилоты до последней секунды имели шанс избежать столкновения с землей. Во время снижения по глиссаде в условиях сильного тумана пилоты точно вышли на взлетно-посадочную полосу. Однако при подлете экипаж определил, что самолет не попадает в точку приземления. «В этот момент командир корабля и допустил роковую ошибку. Он включил форсаж, по неустановленной пока причине качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом. В результате лайнер крылом зацепил макушки деревьев, после чего самолет потерял управление», – заявил эксперт. По мнению участника расследования, если бы пилот, включив форсаж, начал просто набирать высоту по прямой, то были бы все шансы избежать крушения.
По материалам: Newsru, радиостанция «Эхо Москвы », Интерфакс, Утро.ру , информцентр «Украина-2012», РИА-новости