Поломка харьковского генератора в Индии. Причины и последствия
Официальные выводы. Сегодня на предприятии «Турбоатом» состоялось совещание по поводу аварии на индийской атомной электростанции – 26 августа вышел из строя генератор – харьковского производства – завода «Электротяжмаш». Руководство завода уверяет – это была «штатная ситуация», и «если бы индийская сторона отреагировала на звуковые аварийные сигналы, ЧП не было бы».
«Молния внутри» – директор «Тяжмаша» Виталий Чередник объясняет технические причины выхода из строя генератора на индийской АЭС: температура внутри устройства повысилась до ста восьмидесяти градусов – при десятиградусной норме – генератор нагрелся, после температура стала падать, произошел сбой. Энергоблок, уверен Чередник, индийские специалисты остановили не сразу.
Виталий Чередник, директор завода «Электротяжмаш»: «По всем инструкциям, блок немедленно останавливается. В ручном режиме или автоматически – по сигнализации. Индийская сторона, по сообщениям наших специалистов, которые находились на территории этой станции, 23 минуты не останавливали блок и не решали – останавливать его или не останавливать. Ну, это штатная ситуация. Если бы только индийская сторона остановила так, как положено, на 1 минуте, нам пришлось бы поменять всего одну полиэтиленовую трубу».
Если устройство не отключили, то почему не сработала автоматическая система защиты? Руководители «Электротяжмаша» и «Турбоатома» – это был совместных проект – предполагают: индийцы отключили автоматическую защиту: пока идет наладка оборудования – система часто срабатывает «в холостую».
Официально генератор еще не сдали в эксплуатацию индийской стороне – объясняют на заводе – он работает в тестовом режиме. Еще в мае шеф-инженеры двух предприятий в письме сообщили заказчику: «дальнейшее использование генератора невозможно». Но генератор, утверждают харьковчане, продолжал работать. Это, рассудили руководители заводов, послужило одной из причин ЧП на индийской АЭС.
«Турбоатом» в тендере на производство генератора участвовал еще при Евгении Белинском, сейчас он уже экс-руководитель и мелкий акционер предприятия. Говорит, в 2002-м, когда подписывали договор, это был «жесткий проект с жесткими условиями», поэтому, любые задержки со стороны «Турбоатома» означали ущерб имиджу – не только заводов-производителей, но и Украины вообще.
Нынешнее ЧП в Индии, по мнению экс-директора, – угроза срыва контракта – как следствие – потеря индийского рынка.
Евгений Белинский, и.о. гендиректора «Турбоатома» 2006 – апрель 2007 г.: «Это нетерпимо, когда 8-10 дней рассматривается вопрос. Какая бы ни была авария! Средняя, крупная… Это же атомный блок! Реактор должен получить команду. Вы понимаете, такие ситуации внештатные могут привести к взрыву реакторов или повреждению реактора».
Нынешний руководитель «Турбоатома» Виктор Субботин уверяет: специалисты из Харькова поедут в Индию, как только закончат оформлять визы. Контракт не будет сорван, настаивает Субботин. Более того, за генератор харьковчане теперь будут требовать больше денег.
Виктор Субботин, директор «Турбоатома»: «Контракт подписывался в 2002 году, сейчас 2007. Порядок цен изменился не только на генераторы, но и на турбины, поскольку изменились цены на сырье, на материалы, заработные платы. Если мы сумеем убедить индийскую сторону подписать дополнения и увеличить цену контракта, мы это сделаем».
Что делать с вышедшим из строя генератором? Директор «Элетротяжмаша» успокаивает: специалисты завода отвезут в Индию новое оборудование, а поврежденное – вернут в Харьков и отремонтируют. Срок – максимум неделя.