Полеты для своих
Фонд госимущества решился на приватизацию крупнейшего украинского перевозчика «» (МАУ). Госпакет может быть продан в ближайшие несколько месяцев.
По мнению аналитиков, для развития МАУ необходим сильный стратег – крупный международный авиаперевозчик. Но его появление маловероятно – первоочередное право выкупа акций компании имеют нынешние акционеры МАУ, среди которых структуры основателя «АэроСвита» Арона Майберга.
Об этом пишет издание «КоммерсантЪ».
«Международные авиалинии Украины» будут приватизированы, сообщил вчера Фонд госимущества в «Ведомостях приватизации». Соответствующий приказ Фонд госимущества (ФГИ) подписал 5 ноября. Предприятие включено в перечень объектов, подлежащих приватизации в 2010 году, но в фонде не знают, успеют ли подготовиться к продаже до конца года.
ФГИ приватизирует 61,58% акций общей номинальной стоимостью 63,44 млн грн. Сейчас фонд создает комиссию по проведению инвентаризации имущества МАУ, также необходимо провести оценку госдоли. Аналитики не берутся оценить стоимость МАУ до публикации финансовых показателей компании за этот год. В МАУ решение ФГИ не комментируют.
Фонд госимущества рассчитывает продать пакет, прежде всего, нынешним акционерам. По словам пресс-секретаря ФГИ Нины Яворской, 3 ноября МАУ перерегистрирована из ЗАО в ЧАО. При этом в устав был внесен пункт о преимущественном праве акционеров на выкуп акций. Государство имело возможность не вносить этот пункт в устав, что позволило бы провести открытый аукцион, но решило этого не делать, отмечает партнер юридической компании «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко.
Напомним, что в начале лета 22,5% акций МАУ принадлежали Austrian Airlines (AA), 9,9% – Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), 6% – Capital Investment Project, принадлежащей, по информации источников издания, Арону Майбергу, остальные – ФГИ. Однако Austrian Airlines и ЕБРР решили выйти из состава акционеров. Доля AA была выкуплена структурами господина Майберга, утверждают собеседники издания.
Кроме того, Austrian Airlines по условиям опциона должна получить долю ЕБРР. Пресс-секретарь Austrian Airlines Михаэль Браун сообщил, что компания уже продала свой пакет. А банк, по словам ведущего советника ЕБРР в Украине Антона Усова, еще не вышел из МАУ: «Сделка на стадии завершения, возможно, это произойдет до конца года».
Кому в итоге будет продан пакет акций, в банке не сообщают. Господин Майберг прокомментировал ситуацию сдержанно: «Сперва мне нужно изучить детали инициативы ФГИ, если таковая была. Но пока могу сказать одно: такое решение – правильное».
Решение правительства позволить выкуп акций нынешним акционерам ставит под угрозу решение основной проблемы МАУ. «Если бы продажа проходила на открытом конкурсе, она привлекла бы намного больше клиентов, в том числе среди западных авиакомпаний. Кроме того, закрытая продажа больших денег не принесет»,– говорит член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж.
Как раз сейчас несколько крупных международных компаний концентрируют активы, отмечает глава аналитической службы российского агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Lufthansa за последнее время приобрела Swiss, Austrian Airlines и Brussels Airlines и продолжает поглощение региональных активов. Новые авиакомпании ищет также British Airlines», – объясняет господин Пантелеев.
«Международные авиалинии Украины» – крупнейшая украинская авиакомпания по объему перевозок, основана в 1992 году. Объем перевозок за 9 месяцев 2010 года, по предварительным данным, составил 1,37 млн человек (+12%). Выручка в 2009 году – 2,2 млрд грн (+15,79%), операционная прибыль – 40 млн грн (-51,8%), чистая прибыль – 7,9 млн грн. Флот МАУ состоит из 19 среднемагистральных лайнеров Boeing 737-300, -400, -500, -800.