Web Analytics
Под Босфором через Мармарай. Новый тоннель из Европы в Азию | MediaPort

29 октября в Стамбуле был открыт подземный, или точнее подводный, железнодорожный тоннель, который проходит под проливом Босфор.

Тоннель назвали Мармарай — «имя» собрали из Мраморного моря (тур. Marmara Denizi — ред.) и слова «ray» (тур. железная дорога — ред).

Максимальная глубина тоннеля — 56 метров
Максимальная глубина тоннеля — 56 метров

Тоннель — часть большого проекта по модернизации железной дороги стоимостью $4,5 миллиарда, сообщает CNN. Строительство началось в 2004 году. 

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на открытии заявил, что этот проект «соединяет прошлое и будущее, и так же, как он соединяет континенты, Мармарай соединяет людей, нации и страны».

Премьер-министр Турции и почётные гости в первом поезде. Фото: guncelhaber.org
Премьер-министр Турции и почётные гости в первом поезде. Фото: guncelhaber.org

Прошлое действительно неотступно преследовало строителей тоннеля. Из-за множества найденных исторических артефактов стройку приходилось то и дело останавливать, чтобы археологи могли извлечь свидетельства того, как жил ранее один из самых крупных торговых портов. 

Рабочие обнаружили более 30 обломков затонувших судов. Фото: Hurriyet
Рабочие обнаружили более 30 обломков затонувших судов. Фото: Hurriyet

В общей сложности за время строительства было собрано 40 тысяч артефактов
В общей сложности за время строительства было собрано 40 тысяч артефактов

Но Эрдоган, говоря о связи с прошлым, имел в виду, что идея соединить Европу и Азию тоннелем впервые была высказана султаном Османской империи Абдул-Меджидом в XIX веке, а открывали тоннель в день празднования 90-летия независимости Турции.

Абдул-Меджид I
Абдул-Меджид I

Планы по строительству тоннеля под Босфором датируются 1891 годом, когда султан рассматривал проект французских инженеров, который представлял из себя подводный тоннель, закреплённый на столбах-опорах.

В XXI веке строительством тоннеля занимался специально созданный для этой цели японско-турецкий консорциум. Финансировали стройку Японский банк международного сотрудничества и Европейский инвестиционный банк.

Фото: ensonhaber.com
Фото: ensonhaber.com

Фото: lojiport.com
Фото: lojiport.com

Турецкое правительство называет Мармарай современным Шёлковым путём, который создаст возможность для прямого железнодорожного сообщения между Турцией и Китаем. 

Фото: ensonhaber.com
Фото: ensonhaber.com

Согласно планам правительства, линиями протяженностью 76 километров будут ежедневно пользоваться 1,5 миллиона человек. Интервал движения поездов под Босфором составит 2 минуты, пропускная способность тоннеля — 75 тысяч пассажиров в день. Авторы проекта надеются, что Мармарай позволит разгрузить два существующих моста через Босфор. 

Первых регулярных пассажиров Мармарай примет только в следующем году.