Почему дорожает проезд в харьковских маршрутках?
Максимум – на 25 копеек, минимум – на 5 подорожают все городские маршрутные такси и автобусы. Все 170 перевозчиков уже подали в горисполком заявки на повышение тарифов.
«Хочу, чтобы проезд был пять гривень» – подобных заявок, со слишком завышенными цифрами, от перевозчиков не было, говорит директор городского департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. Большая часть владельцев маршрутов просят повысить стоимость проезда на 10-15 копеек, совсем немногие – на 25 копеек, и только самые отчаянные хотят повысить на 35 копеек – правда, пока только хотят. Евгений Водовозов уверяет: последние так и не смогли «экономически обосновать» – объяснить, что входит в эти 35 копеек.
Почему все сразу и именно сейчас. Главная причина, говорит владелец нескольких харьковских маршрутов Николай Шевченко – подорожание дизельного топлива. И больше других от этого страдают крупные перевозчики, которые прислушались к городским властям и перешли с ГАЗелей на автобусы.
Николай Шевченко, директор АО «Герц»: «Они начали выводить ГАЗели из оборота, а ГАЗели и автобусы малой вместимости – они все на газу. Кто же знал, что дизельное подорожает так? А «Богданы» и «Эталоны» – они все работают на дизельном горючем».
Дизельное топливо действительно сильно выросло в цене. По данным Владимира Логунова, главы торговой группы, которая занимается оптовыми поставками топлива – еще в начале октября литр дизельного стоил чуть меньше 3 гривень 50 копеек – сегодня на заправках цена доходит до 4 гривень 60 копеек. Причин – одинаково повлиявших на нынешнюю стоимость – две. Дефицит: самый крупный нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге не работает, еще один крупный завод – Лисичанский – на профилактике – топлива просто на всех не хватает – цена растет. Вторая причина – рост мировых цен на нефть. По данным оптовиков, примерно на четверть.
Перевозчик Николай Шевченко уверен: повышение тарифов на проезд сейчас неизбежно. Единственный выход – снова вернуться к микроавтобусам, которые работают на газе. По информации «МедиаПорта», некоторые харьковские перевозчики уже избавляются от дизельных «Богданов».
Евгений Водовозов, директор городского департамента транспорта и связи: «Я не подпишу переход на микроавтобусы. Из-за того, что они экономически выгодны – это не значит, что они выполняют заказ, который предоставляет город. Не они решают, на чем возить, а заказчик».
Будет ли и дальше дорожать проезд в харьковских маршрутках? Перевозчики отвечают: да, если топливо снова будет расти в цене. Оптовики прогнозируют: маловероятно – только если на мировом рынке снова подорожает нефть. Скорее, наоборот: цена на топливо даже немного снизится – когда заработают украинские нефтеперерабатывающие заводы.