Победу ковали на харьковских танках
Малышевские танки тоже когда-то были визиткой Харькова. Правда, сегодня на заводе Малышева танки продают, что называется, поштучно. Между тем, сегодня юбилейная дата в жизни самого известного советского танка Т-34. Разработанные и запущенные в производство еще до войны в Харькове, ровно 60 лет назад танки этого типа впервые сошли с конвейера Челябинского Кировского завода.
Сегодня легендарный Т-34 просто памятник, даже без боевого номера на борту. Но для харьковского завода имени Малышева, где родился главный танк победы, “тридцатьчетвёрка” до сих пор визитная карточка на любых выставках боевой техники.
Впервые на вооружении Советской армии Т-34 появился в сороковом году. Тогда же его создатели Кошкин, Морозов и Кучеренко получили по Сталинской премии первой степени. До войны “тридцать четвёртый” практически эксклюзивно выпускал Харьков. В сорок первом завод вместе с инженерами, рабочими и оборудованием эвакуировали на Урал, в Нижний Тагил. Одновременно производство Т-34 налаживалось еще на нескольких заводах, в том числе и в Челябинске, на эвакуированном туда Кировском заводе. Собственно говоря, именно там Т-34 стал танком номер один.
Александр Веретенников, заместитель главного конструктора ХКБМ им. А. Морозова: Его могли производить на сравнительно несложном оборудовании и в массовых количествах. К тому же, он был прост в освоении и был доступен тому контингенту и личному составу, который поступал в Красную Армию.
Всего за войну Челябинский “Танкоград” и ещё пять эвакуированных заводов выпустили пятьдесят пять тысяч “тридцатчетвёртых”. Сегодня о таких объёмах оборонная промышленность может только мечтать. На заводе имени Малышева довольны уже тем, что танковое производство в принципе существует.
Александр Веретенников, заместитель главного конструктора ХКБМ им. А. Морозова: Мы вообще-то бедная страна, а это под силу только богатым странам, а мы тем не менее умудряемся.
Сегодня фаворит завода – Т-84. Правда, покупают его пока только свои и в очень небольших количествах.