По земле и по морю. БТР-4 уезжают в Ирак
Первая партия из 26-ти БТР-4 отправляется из Харькова в Ирак. Вчера, сегодня и завтра на заводе им. Малышева идёт отгрузка военной техники, которую заказчик принял почти месяц назад.
Эта партия из 20-ти линейных машин, 4-х командирских, 2-х медицинских, тренажёров и другого оборудования позволит получить 250 миллионов гривень.
Вообще иракский контракт – крупнейший для украинских оборонных предприятий за последнее время – на 457,5 миллиона долларов. Контракт был подписан в конце 2009 года. Иракская сторона должна получить 420 БТР-4: 270 линейных машин, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных. Поставка техники изначально была намечена на осень 2010 года, однако задержалась из-за брака в пушках, установленных на БТР-4.
Сроки сдачи готовой техники постоянно переносили. Наконец иракцы приехали в Харьков 25 марта – проверили каждую вторую машину. Сегодня харьковские производители отправляют бронетранспортеры заказчику. Сначала по железной дороге, а затем по морю 26 машин. По словам и.о. гендиректора завода им. Малышева Владимира Мазина, через месяц техника должна быть на месте. Точный маршрут танкостроители держат в секрете. Они уже готовят к передаче вторую партию машин – 62 БТР.
Сегодня у танкостроителей спросили – в чём же всё-таки была проблема со злополучными пушками, из-за которых пришлось отложить отправку. Директор конструкторского бюро имени Морозова – оно является основным исполнителем контракта – уклончив.
Владимир Вакуленко, главный конструктор КБ имени Морозова: «Это не инцидент и не недоразумение. Были вопросы. Эти вопросы были нам заданы, мы на них ответили, и заказчик удовлетворён. Ни пушки не менялись, ни новые технические решения… Объём испытаний изменился, заказчик потребовал больший объём испытаний. Но конфигурация этой машины, облик этой машины – он не менялся».
– То есть, пушки не менялись?
Владимир Вакуленко, директор КБ имени Морозова: «Пушка по документации как была этого калибра, так и осталась».
Директор завода имени Малышева более откровенен.
Владимир Мазин, главный конструктор КБ имени Морозова: «Чертёж хороший. А когда пришло на рабочее место – какой-то Иван Иванович недобросовестно отнёсся к исполнению той технологической дисциплины, которая нужна. А пушка – это часовой механизм! И когда собрали, механизм не сработал. Что сделали – отправили туда специалистов, конструкторов, технологов, в Каменец-Подольский, начали работать от чертёжа и на рабочее место, нашли, где, поменяли рабочего или научили рабочего, как правильно делать. Проконтролировали, собрали, поехали на полигон – 10, 10, 20, красота! Прекрасно прошёл отстрел».
В одном танкостроители сходятся безоговорочно: все проблемы решились в рабочем порядке и никаких претензий к Украине у Ирака нет.
Владимир Вакуленко, главный конструктор КБ имени Морозова: «Никакой неустойки не было, и нет оснований для штрафных санкций. Заказчик тогда приехал, посмотрел, задал вопросы, мы на эти вопросы ответили, пригласили их ещё раз, представили увеличенное количество техники, тогда было меньшее количество, и сейчас эта техника будет отправлена заказчику. В срок, как положено».
Помимо бронетранспортеров, Украина также должна передать Ираку шесть военно-транспортных самолетов Ан-32Б. Соответствующий контракт, стоимость которого составила 99 миллионов долларов, также был подписан в конце 2009 года.