Плюсы и минусы «электронных кондукторов» (фото)
На 2 миллиона гривень увеличится прибыль Горэлектротранса – прогнозируют руководители предприятия – после введения в Харькове вот таких электронных кондукторов.
К концу года турникеты будут во всех городских трамваях и троллейбусах, уверяет директор Департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. Смарт-карты – бесконтактные – будут продаваться в киосках на остановках, льготники получат проездные в районных отделах соцзащиты. Тем, кто в городе на один день, тоже придется покупать карточку – даже чтобы проехать всего один раз.
По данным Водовозова, после появления в трамваях и троллейбусах электронных кондукторов доходы Горэлектротранса вырастут на 70%.
Евгений Водовозов, директор Департамента транспорта и связи: «С нашей точки зрения, это единственная система, которая поможет выжить «Горэлектротрансу». Собираемость денег должна быть полной. Учет льготников должен быть полный. Минтранс, например, сейчас разрабатывает инструкцию, готовится распоряжение Кабинета Министров, что электронная система учета перевозки льготного контингента будет единственным видом подтверждения данных перевозок».
Во сколько обойдутся электронные кондукторы, в Департаменте транспорта не говорят. Отвечают только, что деньги не бюджетные: это будет инвестор. По неофициальной информации – от харьковских фирм, которые специализируются на подобном оборудовании, – один турникет стоит около тысячи долларов.
Кондукторам обычным – не электронным – придется искать работу. Сейчас в Харькове – больше тысячи кондукторов. Часть доходов, на которую рассчитывает руководство города, это экономия на зарплате кондукторов – примерно миллион гривень в месяц. После введения новой системы «Горэлектротранс» сможет найти другую работу не для всех.
Василий Витченко, гл. инженер «Горэлектротранса»: «До 30% можно сегодня трудоустроить свободно на те вакантные должности, которые есть. Причем, преимущественно женские. Вот, которые выполняет женщина».
Корреспондент: «А остальным придется самим все-таки?»
Василий Витченко, гл. инженер «Горэлектротранса»: «А остальным самим и с помощью нашей. Я назвал вот уже, есть учебно-курсовой комбинат, можно идти переквалифицироваться. Значит, у нас есть вакансии и уборщиц, и мойщиц вагонов, и целый ряд других профессий. И почему женщина не может стать станочником?»
В отличие от руководителей, рядовые сотрудники в один голос утверждают: минусов от введения новой системы – намного больше, чем плюсов, и всех зайцев электронный кондуктор не истребит.
Как через «вертушку» пройти с тележкой или коляской, в депо тоже не знают. Двенадцатый маршрут трамвая, например, идет через вокзал и два рынка – большинство пассажиров с большими сумками.
Еще один аргумент – безопасность: в часы пик в одном вагоне может ехать больше двухсот человек. Одна из дверей – первая, работает только «на вход». Еще два выхода – тоже с «вертушками» – а значит, в случае ЧП выходить можно только по одному. Вагон – это данные самих транспортников – сгорает за 6 минут.