Писатель Александр Кабаков: демократия убивает культуру
В Харькове проходит XIV Международный фестиваль «Мир книги». Он открылся традиционными встречами со знаменитостями: драматургом Аркадием Ининым, писателями Александром Кабаковым, Аликой Смеховой (все трое из России) и Янушем Вишневским, автором из Польши, написавшим бестселлер «Одиночество в сети».
Я не большой поклонник ни Инина, ни Вишневского, ни тем более Алики Смеховой (в отличие от её знаменитого папы Вениамина Смехова). А вот Александра Кабакова знаю и люблю ещё с позднесоветских времён, он часто публиковался в передовых (назовём это так) изданиях этого времени: «Московских новостях», «Юности», «Коммерсанте» и других. После путча 1991-го и распада Союза года Кабакова назвали провидцем, потому что он фактически предсказал все эти события в своей антиутопии «Невозвращенец». В общем, я выбрал встречу именно с ним.
Таких, как я, жаждущих общения с Александром Кабаковым, набралось человек пятьдесят, не больше. В основном, люди старшего возраста и пожилые. Впрочем, была небольшая стайка — человек пять — совсем молодых ребят. Это радует, хотя тут же сам собою возникает вопрос: откуда знают? Публика «раскачивается», вопросы не сыплются градом, роль задающего постепенно переходит к одному человеку, он начинает солировать, завязывая чуть ли не дискуссию. В конце концов слишком активного диспутанта осаживают зрители, встреча вновь входит в вялотекущий режим «вопрос-ответ».
Сам Кабаков отвечает охотно на любой вопрос, на некоторые даёт пространные ответы. Писателя слушать интересно, тем более что его рассуждения несколько не вяжутся с его стереотипным образом демократа и/или либерала. Хотя во многом он прав. Например, Александр Кабаков говорит, что демократия убивает культуру. В том плане, что повальная грамотность не делает массы умнее и образованнее. Буквы разбирать умеют все, да вот понять смысл может далеко не каждый, если это, конечно, не примитив типа Донцовой и иже с ней.
«Пушкина читали тысяч пятнадцать, может быть, грамотных людей по всей России, но они его прекрасно понимали, потому что были на одном с ним интеллектуальном уровне. Сейчас читать могут все, но ЧТО они читают, литературу какого качества — вот вопрос», — говорит Кабаков.
И так дело обстоит не только с литературой: падает качество культуры вообще. Способствует этому, по мнению писателя, и Интернет. Например, что касается книг, то благодаря развитию Интернета исчезло звено, которое занимал посредник-издатель в цепочке между автором и читателем. Издатель отбирал тексты, отсеивая явно графоманские, а сейчас каждый может настрочить в сеть всё что угодно, а неприхотливый читатель делает это популярным, а автора успешным.
«Культура может быть только тогда, когда будут чистыми подъезды», — решительно заявляет Александр Кабаков, имея в виду и культуру вообще, в самом широком смысле. И поясняет: в СССР было несколько тысяч кандидатов наук, и все они были потребителями толстых журналов, потому что в своих НИИ, как правило, протирали штаны за чётко определённую зарплату в ожидании чётко определённой пенсии. Так вот если бы все эти кандидаты занялись чисткой подъездов вместо чтения журналов — тогда в стране была бы культура.
Александр Кабаков вовсе не за диктатуру и не за тоталитаризм, хотя демократию действительно не любит. Идеальным строем считает монархию, а состоянием общества — скуку, когда ничего не происходит, в смысле революций, кампаний и прочей политической сутолоки. И лучшими считает времена Российской империи с 1906 по 1914 год.
Какое счастье, думал я, что Александр Кабаков вовсе не ретроград-реакционер-великопатриот-державник, он так же далёк от всех этих определений, как и от обвинений в либерализме, что ему часто пытаются приписать оппоненты. Уже в «инете», когда я готовил статью, нашёл слова Кабакова о том, что ему близка не вообще монархия, а конституционная монархия, как в Британии. Фух, ну, такая штука и мне нравится. Хотя это, собственно, тоже демократия, другое дело, что с многовековыми традициями. Впрочем, это не так уж и важно. Показательно другое: как бы в подтверждение слов Кабакова о массовом отношении к культуре, ещё до окончания встречи с ним, в фойе третьего этажа оперного театра, где проходило общение, стал прибывать народ. Поклонники спешили увидеть Алику Смехову.
Фестиваль «Мир книги» — международная книжная выставка-ярмарка, которая проводится с 1999 года концерном «Райский уголок» при поддержке городских и областных властей. На фестиваль приезжают известные писатели, актёры, музыканты, чтобы пообщаться со зрителями. В «Мире книги» участвовали Вениамин Смехов, Сергей Юрский, Валентин Гафт, Юрий Поляков, Александр Сидоренко (Фоззи) и другие.
На церемонии открытия фестиваля награждают победителей конкурса «Золотой Феникс» в разных номинациях. Гран-при в номинации «Книга года» получили «Очерки металлургической отрасли», в номинации «Издательство года» — издательство Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, в номинации «Открытие года» — издательство «Открытка ЮА». Кроме того, приз «Открытая книга» получила заместитель городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан.