Пикассо снова стал самым дорогим художником планеты
Картина Пабло Пикассо, написанная в марте 1932 года, продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 106 млн долларов. Это мировой рекорд стоимости произведений искусства.
Изначально эксперты оценивали картину в 70-90 млн долларов. Но ее точная цена превзошла все ожидаемые суммы – $106 млн 482,5 тысяч. Имя покупателя пока не разглашается.
Картина побила предыдущий мировой рекорд в $104,3 млн за бронзовую скульптуру Альберто Джакометти «Шагающий человек I».
Таким образом, к Пикассо вернулась корона повелителя рыночных цен в сфере арт-бизнеса. Напомним, именно ему принадлежал прежний рекорд, державшийся с 2004 года: тогда за картину «Мальчик с трубкой» на аукционе Sotheby’s было заплачено $104,17 млн. На сей раз, похоже, конкурентам ответить нечем. В репертуаре нью-йоркских торгов, которые Sotheby’s проводит 5 и 6 мая, немало дорогостоящих лотов (упомянем хотя бы «Букет» Анри Матисса с эстимейтом $18 – 25 млн), но реальных претендентов на мировой рекорд не видно.
Даже если предположить, что Пикассо тут мог бы побороться сам с собой, то у Sotheby’s просто нет сейчас симметричного ответа. Полотно Femme au grand chapeau с эстимейтом $8 – 12 млн шансов взлететь до заоблачных высот практически не имеет. Вероятнее всего, конкурирующая фирма попробует взять реванш только в следующей дуэли – надо полагать, на торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» в Лондоне.
Картина «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» была создана художником всего за один день. На ней художник изобразил свою возлюбленную Мари-Терез Вальтер в облике мифической Дафны. Она спит, а нежная и томная атмосфера тонко передает романтические чувства, которые Пикассо испытывал к молодой музе. Картина не выставлялась на продажу последние 50 лет. Она выполнена в насыщенных синих, розовых и зеленых тонах, специалисты называют ее одной из самых значимых работ мастера.
Картина была в коллекции семейства Броуди. На торги выставляли не только Пикассо, все лоты принесли больше $224 млн. Среди хитов, принадлежавших прежде богатому калифорнийскому семейству, наибольшим успехом после рекордного полотна Пикассо пользовались две скульптуры все того же Альберто Джакометти (проданы за $53 млн и $21 млн), холст «Обнаженная на голубой подушке» кисти Анри Матисса ($15,1 млн) и «Автопортрет» Жоржа Брака, друга-соперника Пикассо в кубистические годы ($10,16 млн).
Вероятно, финансовые возможности вип-клиентов на этом заметно исчерпались, поскольку вечером того же дня торги Christie’s, посвященные опять-таки импрессионистам и модернистам, фурора не произвели. Здесь было продано чуть больше половины лотов, выручка составила $111,37 млн. Причем изрядную долю этой суммы принес опять Пикассо: три его полотна продались соответственно за $18 млн, $10,8 млн и $6,8 млн. Нетрудно подсчитать, что на одном этом художнике аукционисты заработали больше трети всей совокупной выручки от торгов.