Песни в вышиванках и эхо, как в горах. Этнофестиваль «Поющие террасы» без микрофонов
Семь террас с яблоневыми садами, вековая каменная кладка и невероятная акустика. Бывшее скифское городище в Краснокутском районе. Говорят, когда-то здесь пел сам Шаляпин. Теперь – участники всеукраинского этнофестиваля «поющие террасы»
Шаг вперед – и тебя почти не слышно, два назад – и голос льется на сотни метров. Ведущая Вера Осадчая на поляне под террасами настраивает звук. Ищет точку, где колядки и напевы будут звучать, как эхо в горах.
Ведущая проверяет звук: «А здесь меня слышно? Нет, не слышно. А здесь меня слышно? Эгегей! Нет? А здесь? Эгегей!»
Этнофольк из Русской Лозовой. В юбках прабабушек они приехали сюда показать, как в Украине нужно свадьбы играть. Красные черевички, вышитые петухи на рубашках и юбки, все в заплатках. Костюмам, перешептываются певицы, лет сто пятьдесят.
Татьяна Фомина, исполнительница этнофолка: «Вот это в своё время была бедная невеста – у неё мало лент. А вот это была самая богатая невеста. В этих костюмах ходили женщины в жару, жали в них. Но в них не жарко, потому что они натуральные, самотканные».
Женят молодых понарошку и поедут на настоящей свадьбе петь. Говорят, марш Мендельсона молодоженам приелся. На роскошных свадьбах, как лимузин, входят в моду напевы в вышиванках.
Пока без сцены и микрофонов, лозовчанки поют на поляне под открытым небом. Со словами «айда, девочки» отдаются древнему обряду.
Татьяна Фомина, исполнительница этнофолка: «Легко поется. Мы часто выступаем на больших сценах, в оперном театре, там стоят, казалось бы, усилители, микрофоны, но тут мы себя чувствовали лучше».
Как получается, что голос с самого низа террас слышно далеко на холме, как будто в микрофон поешь? Исследователь Юрий Иванько объясняет: никаких чудес, только физика. Террасы построены в форме огромной дуги. Звук отражается от гор, до зрителей доносится эхо.
По легенде, «певучесть» террас открыл местный сахарозаводчик Харитоненко, еще в 19-м веке. Услышал, как здесь поет его любимая дочь. Обновил кирпич (старый еще на яичном растворе замешан), замостил поляну гранитным булыжником.
В стране Советов дугообразную форму террас использовали по своему усмотрению. Равнодушные к акустике колхозники засадили их яблонями, персиком и виноградом. Ожидали неслыханный урожай – мол, террасы весь день повернуты к солнцу. Когда чуда не произошло, и персики не вызрели, говорит Юрий Иванько, экзотические деревья срубили. Остался яблоневый сад. Но он, утверждает исследователь, уже лет десять не плодоносит. Зато корни деревьев вот-вот разрушат террасы. От уникального сооружения останутся одни руины. Ходить по террасам уже запрещено.
Юрий Иванько, исследователь: «Диаметр ствола больше 8 см бьет звуковую волну очень сильно, разбивает, отсюда эффект сводится к нулю. Листья, соответственно, экранируют. Убивают звуковую волну. Поэтому когда нет листьев, ранней весной или поздней осенью, можно услышать гораздо лучше. Говоришь очень тихо «тссс» – и слышно огромное-огромное усиление звука, передать это невозможно».
Еще месяц назад здесь была трава по пояс. Наметился фестиваль – и террасы прихорошили. Теперь, говорят организаторы, оперным певцом может почувствовать себя каждый. Достаточно стать посреди овальной полянки и что-то прошептать. Не умеешь петь, советуют исследователи, молчи и слушай. На восходе солнца, когда мертвая тишина, в террасах поет ветер.