Первый раз вдвоем в класс. Школа без выпускников, зато – с первоклассниками
Каравай с вышиванками и рушник с посеванием. Это не свадьба – первый звонок в сельский школе Купянского района. Все знают друг друга в лицо, здороваются и поздравляют в день рождения.
На всю нечволодовскую школу 26 учеников. Учителей немножко меньше – одиннадцать. Валентина Масная – местный старожил. Сегодня привела в класс внучку. Вспоминает: когда-то детей здесь было больше сотни. Сегодня в школе ни одного выпускника. Вопреки традиции первый звонок вместе с первоклашкой в бантах дает девятиклассник.
Это вчера они жили в разных концах села. Сегодня они соседи. По парте. Первоклассники Влад и Вика – их всего двое в школе. На первом в жизни уроке рисуют себя и класс.
Влад Козырев, первоклассник: «Школа. А це я. А це дверки. А це ступеньки. А ну-ка, где мой портфель? Тетрадки, пенал. Игрушки только дома».
Дима Лыченко приехал в Нечволодовку из Архангельской области. Два года проучился здесь в одиночестве: был единственным учеником в классе. Шутит: ни списать, ни пошушукаться украдкой во время урока. Пока в класс не пришла новенькая Римма – теперь шестиклассников двое.
Дмитрий Лыченко, шестиклассник: «Я два года был один в классе. Играли в шашки с Виталием Викторовичем. Потом пришла Римма, теперь в шашки мы не играем. Начали учиться».
Два этажа, спортзал, компьютеры и библиотека. Директор школы Ольга Копылова подсчитала: в школе как минимум вшестеро больше учеников могут поместиться. Говорит, здесь даже своя мастерская есть. Это сейчас школьники в основном подарки на 8-е Марта в ней делают. Раньше, когда дерева было достаточно, ученики мастерили на заказ: скамьи для доярок, швабры и подсвечники.
Ольга Копылова, директор школы: «Вот это на уроках труда дети изготавливали. Тремпель. Посмотрите, какое качество. У нас даже заказ поступал на рамки для уликов. Сказали, что супер».
Учитель английского Дмитрий Ласкин ездит в школу за 20 километров, из соседнего села. Несколько лет жил и работал в Канаде. Вернулся на Харьковщину и теперь учит разговаривать без акцента нечволодовцев. Говорит: для учителя английского небольшой класс в пять детей – это мечта.
Дмитрий Ласкин, учитель английского: «Если мы возьмем страну Канаду, то там даже городок с населением 130-150 человек имеет свою школу, в которой учится 3-4 ребенка всего. Считается, что в том месте, где ребенок родился, вырос и достиг школьного возраста, именно там самые благоприятные условия для получения образования».
Историк и местный депутат Николай Дяченко рассказывает: по закону, если класс небольшой, дети должны учиться по индивидуальной программе: десять минут на музыку, десять – на рисование. Для первоклассника, например, – не больше урока в день. Позиция историка – это нормативы для детей с отклонениями в развитии. Нечволодовские дети – полноценные, а значит, программа у них должна быть такая же, как и у городских школьников. Иначе выпускникам из села будет тяжело поступить в институты.
Николай Дяченко, учитель истории: «Уже определенные сдвиги были. Уже Верховная Рада прошлых созывов принимала в первом чтении закон об изменениях относительно наполненности в сельский школе. Уже существует такой проект закона, чтобы классом считались и три ученика. Жаль, этот проект не принят, и классом считается лишь 5 учеников. Если меньше – лишь по индивидуальной программе».
В прошлом году, вспоминает директор, школу хотели закрыть. Аргумент: учеников в классах немного, а значит, дети мало общаются. Ольга Копылова не согласна, говорит, малышня здесь как дома. Есть где руки помыть и чай попить. И до школы, даже с окраины села максимум 15 минут пешком.
Таких школ, где учеников не больше полусотни, в области около 100, говорит вице-губернатор Людмила Белова. Закрывать их, по словам заместителя председателя обладминистрации, не планируют. Но приостановить работу могут – тогда детей будут возить в большую соседнюю школу, туда же могут перевести и часть учителей. Главный критерий, по словам Беловой, качество образования: ребенок должен учиться не там, где родился, а где уровень выше.
Людмила Белова, вице-губернатор: «Даже если в школе 7 детей – есть такие школы. Или 13 детей или 15 – это проблема конкретного района или сельской рады. И я уверена в том, что мы её решим. То ли, если есть необходимость, понизим статус школы, то ли откроем в ней детский сад, то ли приостанавливать. Если мы понимаем, что нет возможности качественно там учить, и вообще нет детей – у нас такие случаи есть. Но в том случае, если мы понимаем, что можем сохранить, мы это делать будем».
Позиция вице-губернатора: сельское образование должно конкурировать с городским. Чтобы у детей из области был шанс на карьеру и будущее. Как стимул, приводит пример ректоров харьковских вузов. Мол, почти все они выходцы из села.