Персонажи Босха, или «Евровидение» как мирный митинг
В популярный песенный конкурс в этом году вернули жюри. Демократия на «Евровидении» превращается в конституционную монархию.
Но в Восточной Европе политизированность конкурса снять не получится. Просто она переместится с глобального уровня на локальный. Собственно, это уже и происходит. Достаточно вспомнить коммунальные разборки между Россией, Украиной и Грузией.
Конкурс рискует превратиться в такую себе демонстрацию по защите Тибета во время Олимпийских игр в Пекине.
В Киеве братчики Корчинского обливают Сороса майонезом, в Вашингтоне пикетчики разворачивают плакаты с благодарностью за коррупцию на пресс-конференции главы Всемирного банка Пола Вулфовица. Срабатывает детское «Хочу передать привет всем, кто меня знает!», помноженное на совсем взрослое текущее положение дел.
Грузия чуть не поехала на «Евровидение-2009» с песней «We don’t wanna put in». В принципе в этом отношении все не заладилось с того момента, как России однажды послышалось «Раша гудбай» вместо «Лаша тумбай». Надо было что-то решать. И на сей раз все было бы предельно понятно – нет, дескать, вам не послышалось. Теперь языковой барьер преодолели через общедоступную транскрипцию и хорошую артикуляцию. «Вы еще не в саду? – Не-е-ет. – Идите в сад!!!». В этом контексте я уже который год призываю всех голосовать за Беларусь. «Евровидение» в гостях у «бацьки» – на это стоит посмотреть…
Россия с Украиной успели на почве конкурса поругаться «до того», и в финале сор из избы выносить, думается, не будут. Анастасия Приходько, победившая однажды в российской «Фабрике звезд», решила баллотироваться в украинском отборе на «Евровидение-2009». Хотя сказать: «решила» – это слишком много на себя взять. Не был бы Александр Пономарев членом жюри отборочного конкурса «Евровидения» и украинским придворным певцом, не была бы Алена Мозговая дочерью своего папы, продюсером Насти Приходько и бывшей женой Пономарева – и было бы все хорошо, было бы все тихо и замечательно.
Вообще Шустеру не нужно было давать им всем эфир под выяснение отношений, из соображений несодействия террористам. Ну, на кой нам это сдалось: Билан, лезущий через телемост в украинскую студию и при том не умеющий два слова связать, и каждые пять секунд передающий слово своему продюсеру, не успев логично завершить реплику… обиженный в лучших чувствах Киркоров, стенающий: «Бедная Настенька!»… Пусть бы Мозговая с Пономаревым выясняли свои экс-семейные отношения на фоне декораций НТКУ, да и все. Вообще, учитывая такой «человеческий фактор», нормальные люди стараются вести себя подчеркнуто объективно и поводов не подавать, коль скоро им довелось продолжать работу на одном профессиональном поле и от их битв может пострадать мирное население.
О стандартах и секретах успеха на конкурсе «Евровидение» уже можно писать диссертации. При том, что это все-таки должна быть попса, вместе с тем это должна быть по меньшей мере ABBA. Либо ирландский индюк образца 2008 года. Ну, или Сердючка. Вот такой ассоциативный разброс. Что делать, глас народа – вещь непредсказуемая. Как ни странно, очень органично смотрелись бы на сцене конкурса Потап и Настя Каменских, как бы воинствующие эстеты в мирное время на них ни плевались. Потап с Настей стопроцентно попадают в условную категорию «индюков». И плюс всенародная любовь опять же. В общем, жаль, что они отказались от участия в связи с финансовым кризисом у них на районе.
В условную категорию ABBA попадали в свое время, с поправкой на глобальный творческий неурожай, Тина Кароль, Ани Лорак и Руслана. В этом году ни до индюков, ни до ABBA никто не дотянул. Ближе всего к ABBА (просто потому, что дальше всего от индюков) был коллектив NikitA. Песня у них была вполне сносная, но девчата в решающий момент отказались участвовать в отборе, променяв «Евровидение-2009» на контракт с Playboy. А и действительно, какая разница…
Удивительной была формулировка, объясняющая технологию украинского отбора согласно новым условиям. Дескать, результаты голосования будут состоять на 50 % из оценок жюри и на 50 % из голосов зрителей, но преимущество отдается оценкам жюри. Вспомнился анекдот: учительница младших классов жалуется: «Я уже третью неделю объясняю детям, что половина не может быть большей или меньшей, а большая половина класса этого не понимает!».
Впрочем, на Светлану Лободу эта арифметика никак не повлияла. Думаю, Кивалов плакал, глядя, как бессовестно лажают организаторы, выдавая на экран одинаковые баллы от зрителей и от жюри. Нет, всякое бывает. Может, судьба. У нашей страны она вообще во все века была безрадостная.
Ну и, наконец, очень знаково, что подобные политические, семейные и профессиональные баталии разгораются именно на «Евровидении». Из всех музыкальных жанров попса ближе всего к политике – и по массовости, и по скандальности. Сева Новгородцев, мега-человечище и сам себе жюри, очень просто определял, ставить песню в эфир или нет. Если мурашки по спине бегут при прослушивании – значит, ставить. Но это относилось к совсем другому музыкальному жанру…