Павел Маков как первый теоретик «ЕрмиловЦентра»
В недавно открывшемся в Харькове Центре современного искусства «ЕрмиловЦентр» прошла первая встреча художника с публикой. Открыл серию встреч, обсуждений и дискуссий известный художник Павел Маков.
«ЕрмиловЦентр» задумывался не просто как выставочный зал современного искусства, но и как площадка для общения. Предполагается, что здесь будут происходить дискуссии, обсуждения работ, мастер-классы, встречи с художниками. Первой в такой теоретической программе «ЕрмиловЦентра» стала встреча с мэтром современного искусства, харьковчанином Павлом Маковым.
Пообщаться с художником пришли с пять десятков человек, в основном студенты-каразинцы (Центр находится в университете имени Каразина) и художники и дизайнеры. Маков пришёл вместе с лабрадором Евой, которая сперва «познакомилась» с каждым слушателем, а потом улеглась где-то в Центре, на почтительном расстоянии, чтобы и не мешать встрече, и одновременно видеть и слышать хозяина. В самом начале Павел Маков предупредил, что собака у него страшно… ласковая, поэтому, мол, хотите баловаться с ней — балуйтесь, но будьте готовы, что она вас забалует до смерти.
У Павла Макова масса различных престижных титулов, как украинских, так и иностранных, его работы есть в ведущих зарубежных музеях и галереях. Однако сам он никогда этим не козыряет, поэтому не будем и мы их перечислять. Достаточно того, что он отличный художник и наш земляк.
Общение походило на традиционную творческую встречу: сначала короткий рассказ о себе и работах, затем вопросы. Кроме того, Павел Маков представил свою книгу 2005 года «Хроники утопии». Года с 93-го его творчество представляет собой один большой рассказ, такой своеобразный дневник, рассказал художник. За это время Павел Маков вырастил «Сады», установил «Мишень», написал «Книгу дней» и создал «Хроники Утопии». Это графические работы — как бы части маковского визуального дневника.
Затем настал черёд вопросов. Их задавали много и в охотку. Спрашивали, например, что вдохновляет, как относится к теме секса в творчестве (в «ЕрмиловЦентре» представлена откровенная видеоинсталляция Алёны Клейтман, отсюда вопрос), как сам Павел Маков рассматривает собственное творчество.
На вопрос о собственном творчестве художник рассказал историю. По его словам, кроме того, что он передаёт какую-то идею, всё-таки прежде всего его интересует напряжение белого и чёрного цветов. И когда он внутреннее чувствует, что этого удалось достичь, то работа готова.
Как-то Павел Маков выставлял в Праге работу под названием «Зазеркалье». Это две графических картины, на которых изображён центр Харькова, площадь Свободы. Одна во вполне узнаваемом для харьковчанина виде, другая представляет как бы его зазеркалье.
Куратор пражской выставки, англичанин, всё уговаривал Макова что-то добавить, какого-то, по его словам, contemporary, рассказывает художник. Павел Маков решил повесить увеличительное стекло. Просто потому, говорит, что во время рисунка, точнее выцарапывания на медной доске, с которой готовится гравюра, приходится смотреть всё время в лупу, так как это очень мелкая и точная прорисовка.
Это оказалось попаданием в точку: зрители останавливались возле «Зазеркалья», внимательно рассматривали его и находили какие-то смыслы, совершенно удивительные для самого Павла Макова.
Автор фото: Денис Фесенко