Патриотический концерт по-харьковски, или «армия света» в нашем городе
Уровень национального сознания в Харькове традиционно связан с готовностью граждан посещать мероприятия, подпадающие под определение патриотических. Причем чем меньше содержание мероприятия соответствует вашим собственным вкусам и предпочтениям, тем высшим будет гражданский подвиг :).
Например, в соответствии с этим положением мы встречаем на презентациях Жадана тетенек и дяденек, которых коробит от нецензурной лексики, но они мужественно терпят, ведь все остальное – на ридний мови!
Своеобразной лакмусовой бумажкой для проверки патриотических чувств харьковчан стал в конце прошлой недели концерт, который задумывался как презентация диска украинского поэта и композитора Константина Москальца «Армия света». Кроме исполнителя песен нового альбома, звезды украинской эстрады 1990-х годов львовянина Виктора Морозова, в концерте участвовали лидер группы «Плач Иеремии» Тарас Чубай (все трое не нуждаются в представлении узким кругам любителей отечественной рок-музыки, а широкой общественности они известны благодаря песне «Вона») и главный «Мертвый півень» Мисько Барбара – шоу-мен «Арабесок» и глас народа, выраженный в композиции «Брат, пиво кончилось».
Собственно, в ходе подготовки концерт несколько раз оказывался под угрозой срыва – виной чему, как всегда, послужило отсутствие спонсоров и умелого организатора (эту роль, в конце концов, взяли на себя завотделом экспозиции Харьковского литмузея Ольга Резниченко и многофункциональный Барбара). Таким образом, как ни парадоксально, концерт получился дорогим для публики и благотворительным для участников – Чубай жаловался, что вынужден быть одновременно звукорежиссером, а Морозов благородно объяснял, что все это мелочи по сравнению с идеей «схід и захід разом» :).
Перипетии с организацией послужили поводом для дебатов на тему «а нужен ли харьковчанам такой концерт» и «пойдет ли на него молодежь». Молодежь, что характерно, на концерт пришла, даже несмотря на отсутствие рекламы – возможно, в качестве «нашего ответа Чемберлену». Насчет количества зрителей на концерте мнения разделились: неискушенному (вроде моего) взгляду зал казался почти полным, тогда как люди, не стесняющиеся называть себя профи в сфере шоу-бизнеса, высказывали мнение, что он полупустой.
Кстати о зале. Не достигнув взаимопонимания с модными клубами, организаторы концерта нашли пристанище в одиозном заведении Харькова – Украинском культурном центре «Юность», который еще со времен моей националистической молодости служил местом проведения акций Просвиты и иже с ней. С конца девяностых ничего не изменилось – в зале УКЦ мы могли наблюдать те же потертые кресла, украшенную елочными ветками сцену, новогоднюю гирлянду на полинявшем заднике. Также знакомыми были многие присутствующие в зале лица :), хотя и постаревшие на определенное количество лет.
Это касается и вечно обаятельного Виктора Морозова, которого я помню еще со школы по «клипам» с Оксаной Билозир. Морозов исполнял песни Константина Москальца, не жалея в промежутках комплиментов Харькову, харьковчанкам, футбольной команде «Металлист» и «львившький» диаспоре в нашем городе. Имелись в виду в первую очередь тренер Мирон Маркевич и Мисько Барбара, который «сделал шоу» и на концерте, фактически оживив его, например, интермедией о песике Джульбарсе, который повесился (весьма актуальный текст для периода экономического кризиса). Не столь зажигательное пение Тараса Чубая, понравившееся женщинам постбальзаковского возраста, каждая из которых хотела ощутить себя героиней песни «Вона», вызывало гомерический смех молодежной части зала.
Впрочем, организаторские потуги Чубая, призывающего подпевать неизвестные присутствующим песни, в конце концерта все же увенчались успехом: заключительный шлягер «Oh, my dear Ukraine» пели все присутствующие (хотя более подходящим по формату было бы «Боже великий єдиний»). С украинским национальным самосознанием всегда так: приходишь постебаться, а потом поешь, повинуясь мощному коллективному бессознательному :).