Web Analytics
Памятник Высоцкому — со «скомканным листом» | MediaPort

Обсуждение и выборы макета памятника Владимиру Высоцкому проходили на площади Архитекторов. Вместо пятнадцати членов жюри на площади было только одиннадцать, четверо прийти не смогли. Художественные вкусы большинства «судей» совпали. Победителем стал макет харьковчан.

На площади Архитекторов выставили макеты памятника Владимиру Высоцкому. Из колонок доносятся записи песен в исполнении певца, эскизы скульптур рассматривают прохожие.

Пятнадцать работ авторы подали на конкурс в срок, говорит главный архитектор города Сергей Чечельницкий. Ещё одна работа «опоздала» на 10 дней. Этот макет был выставлен на площади Архитекторов рядом с другими работами, но в конкурсе не участвовал.

Вместо имён авторов на работах указаны только номера. Скульптор Александр Ридный на вопрос, участвует ли он в конкурсе, не скрывает своё произведение. На этом макете Ридный изобразил Высоцкого, сидящего на парапете. На его концерте скульптор не был, но утверждает, что видит Высоцкого именно таким.


На выставочной площадке постепенно собираются члены жюри. Вскоре появляется и городской голова Геннадий Кернес. Вместе с Чечельницким он рассматривает памятники. Главный архитектор комментирует каждую работу, мэр города в основном молчит.


«Он не на пластинке, а на бобинах. Вот он ушёл. Гитара, стул. Говорят, хорошая работа, но вот это (яблоки и микрофон — ред.) можно убрать. […] А это Белгород», — говорит Чечельницкий. Последний комментарий мэра: «Я всё понял».

Большинство членов жюри собираются вокруг мэра возле работы со «скомканным листом». Журналистам подступиться к столпившимся членам жюри трудно. Без выступлений «на камеру» и массового объявления о начале голосования большинство судей заполняют бланки для голосования.

Как только в счётную комиссию поступают первые бланки, начинается подсчёт голосов.

Сергей Чечельницкий объявляет победителей. Главный архитектор называет номер скульптуры, которая заняла третье место, и просит показать макет. Городской голова комментирует: «Мы посмотрим потом, нас интересует первое место».


Третье место, макет киевлян архитектора Стукалова и скульптора Куща. Приз за работу — 5 тысяч гривень.


Второе место, авторы — харьковчане: архитекторы Потыкун, Хандошко, Шуликин, Паливода, Поляков и Гарагуля, объявляет Чечельницкий. По условиям конкурса, их приз составляет 7,5 тысяч гривень.

По результатам голосования победителем становится работа харьковских авторов Виктора Лифшица и Александра Демченко. Их главная идея — фигура Высоцкого на фоне скомканного листа со стихами артиста. Эскиз авторы представили в трёх вариантах.

Два варианта идеи Лифшица и Деменко. На переднем плане — подробное изображение скомканного листа со стихами
Два варианта идеи Лифшица и Деменко. На переднем плане — подробное изображение скомканного листа со стихами


Третий вариант развития идеи победителей
Третий вариант развития идеи победителей


Виктор Лифшиц
Виктор Лифшиц


«Ну видите, есть определённые штампы […] Высоцкий — это гитара. Высоцкий стоит-сидит, стул, пиджак на стуле. Все памятники очень похожи», — комментирует главный архитектор города; макет-победитель он называет интересным и необычным. На вопрос, какой памятник понравился ему, Чечельницкий отвечает: «Когда мы всё это открыли в Доме архитекторов, мне сразу понравилась вот эта (показывает на победителя — макет со «скомканным листом» — ред.). Сразу. И многим моим коллегам, друзьям».



За неделю до голосования члены жюри просматривали работы в Доме архитекторов. Тогда у некоторых судей было противоположное мнение: «Они все здесь и точно так же подтвердили, что, да, мы за «стул» и больше ничего другого не видим. Может, я слишком защищаю вариант, который мне больше подошёл», — рассказывает один из членов жюри, журналист Зураб Аласания.





Зураб Аласания, член жюри конкурса: «Он (макет со стулом и бобиной — ред.) мне показался наиболее уместным, все остальные мне не понравились. Честно говоря, мне и этот не очень. Но из того, что есть, я предпочёл его. Насколько я разговаривал с членами жюри, как минимум восемь человек было за этот. Утверждать не могу, каждый сам решал — и каждый там писал. Совершенно неожиданно для меня на первом месте оказался совсем другой памятник, на который никто даже внимания не обращал, мне так кажется».

Разные мнения по поводу памятника и у жителей города. Одним нравится нестандартный лист со стихами, другие выбрали бы скульптуру, на которой Высоцкий в одной руке держит гитару, а второй будто стремится обнять кого-то.

Случайно и неслучайно посмотреть на макеты подходили и фанаты Высоцкого. Лариса Павловна рассказывает, что была на всех его концертах в Харькове, но в макетах не видит того харизматичного Высоцкого: «Не понравилась та, которая победила, потому что этот занавес слишком громоздкий. Он как-то смазывает всю фигуру самого Высоцкого. […] Он был нашим по духу, по внешности».

Но при выборе памятника народному Высоцкому общественные голоса не учитывались. Памятник певцу появится возле Дворца спорта уже в следующем году, утверждает мэр города Геннадий Кернес.

Макеты памятников Высоцкому можно посмотреть на выставке в Доме архитекторов в течение нескольких недель.