Откуда долги у получателей субсидий: вопросы потребителей и ответы «ХТС»
«Лето в этом году и правда не жаркое, но ёпрст», — комментируют свежие платёжки в соцсетях жители Харькова. По итогам отопительного сезона коммунальное предприятие «Харьковские тепловые сети» и органы соцзащиты пересчитали субсидии.
Некоторым получателям государственной помощи пришли квитанции с долгами — у кого в несколько сотен гривен, у кого — в несколько тысяч. В «Харьковских тепловых сетях» попытались объяснить, почему так вышло и что теперь делать. «МедиаПорт» публикует расшифровку брифинга заместителя директора КП «Харьковские тепловые сети» Дмитрия Щербака.
Дмитрий Щербак: Субсидия под собой подразумевает помощь государства на оплату жилищно-коммунальных услуг — подразумевается, что государство платит часть стоимости услуги, часть стоимости платит человек. В течение этого и прошлого отопительных сезонов по очень многим субсидиантам получалась ситуация, когда сумма субсидии на человека в каждом конкретном месяце была в целом выше, чем стоимость услуги отопления. То есть это не помощь государства, это по сути за человека платят. Естественно, такая ситуация не укладывается ни в законодательство, ни в здравый смысл. Поэтому в мае, на основании действующей нормативной базы, управлениями соцзащиты были выполнены перерасчёты субсидий.
Что под собой подразумевает перерасчёт субсидий? По концу отопительного сезона мы в управление соцзащиты дали своё фактическое потребление услуги — что конкретный субсидиант потребил за отопительный сезон такое-то количество тепла. Они сделали перерасчёт, с учётом того, что человек действительно должен был что-то заплатить, а что-то за него покрывала субсидия. Соответственно, если человек в течение отопительного сезона в целом не платил или практически не платил, в мае он получил всю ту сумму, которую он бы платил, если бы субсидия в течение отопительного сезона соответствовала фактическому потреблению услуг. Такая же ситуация была в прошлом году, такая ситуация возникла в этом.
О том, что есть дисбаланс в начислении субсидий в течение отопительного сезона и начислении наших услуг, естественно, известно. В течение этого года уже была проведена определённая работа, были изменены нормы, по которым начисляется субсидия, и с нового отопительного сезона, норма, по сравнению с прошлым отопительным сезоном, уменьшена на 20%. Соответственно, этот дисбаланс должен быть меньше по концу следующего отопительного сезона.
Субсидия подразумевает, что бабушка должна заплатить за счёт своей пенсии часть — этот так называемый обязательный платеж. Разницу ей должно покрыть государство. Предположим — ей обязательный платеж назначили 100 грн. Со счёта в 2500 грн она дожна заплатить 100 грн, 2400 за неё должно заплатить государство. Государство за неё в январе заплатило 3 тысячи. Вот эти 600 гривен, которые разница, по сути с неё, в мае, и забрали.
Почему государство заплатило больше?
В течение отопительного сезона отделы субсидий проводят начисления по нормам. Они не смотрят на фактическое потребление. То есть температура на улице может быть выше-ниже, может быть вообще плюсовая, соответственно, объём тепла, который подаётся, он выше-ниже. А у них есть единая цифра, по которой они начисляют с октября по апрель. Не глядя ни на что. Эта норма изначально была завышена… Сейчас её по концу отопительного сезона уже снизили, потому что все увидели, что чересчур много государство даёт субсидии. У нас потребление было ещё меньше, чем даже установлена новая норма. Вот эта разница в результате в мае и вышла.
Почему согласование между «Теплосетями» и органами соцзащиты произошло в мае?
Есть наше постановление №630 от 2005 года, это правила предоставления услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению. В этих правилах прописано, что я (предприятие) по концу отопительного сезона предоставляю в отделы субсидий информацию о фактическом потреблении услуг за отопительный сезон. То есть не предусмотрено ежемесячное предоставление субсидии моего факта. Мы в мае эти цифры дали, и в мае отделы субсидий сделали свои перерасчёты на основании этих цифр.
Всё это понятно, но, во-первых, с трудом, во-вторых, людям вообще не понятно… Мы общались с одним из таких пострадавших. Человек, который очень старательно читал ваше разъяснение на сайте, ничего из него не понял. Получается, что это ваши внутренние вопросы — между теми, кто начисляет субсидии, и вами. Люди в середине лета оказываются с большим долгом.
Я сейчас, наверное, скажу вещь, которая не популярна, но у нас люди законы не читают. Это всё никакие не секретные нормативные документы. Ни наши внутренние, ни какие-то секретные документы управления соцзащиты. Есть по начислению субсидий 848-е постановление, оно ещё, по-моему, 1995 или 1996 года. Есть наше 534-е постановление, лето 2016 года. То есть если ты получаешь субсидию, и ты в принципе понимаешь, что субсидия — это помощь. Это не замена оплаты человеку. Если ты как субсидиант понимаешь, что это помощь, а тебе приходят счета, по которым ты платить не должен, здесь что-то не то, согласитесь.
Почему раньше не разъяснили людям?
В наших квитанциях мы регулярно писали всем субсидиантам: «Оплачивайте обязательный платёж».
Мы говорили с потребителем, которая оплачивала каждый месяц, что ей приходило.
Да. И что? Молодец. Так вопрос не в том.
И сейчас она с большими долгами. 3000 в месяц.
Я же вам объясняю, от того, что женщина платила, спасибо ей за это, но перерасчёт субсидий выполняется независимо от того, платит человек, или нет, он связан с фактом потребления тепла.
Вы могли скоординироваться с органами соцзащиты?
Я скоординироваться могу. Вопрос весь в том, что это не предусмотрено нормативной базой. Вот мне написано один раз дать по концу отопительного сезона… Раньше, несколько лет назад, когда только субсидии вводили, мы каждый месяц сдавали в отделы субсидий информацию о фактическом потреблении. На основании нашего факта делали начисление субсидий. И таких ситуаций не было. Сейчас нормативная база другая. То есть я могу каждый месяц давать в отделы субсидий эту информацию. Вопрос в другом — эту информацию им не к чему «прицепить». Произвести перерасчёт в течение периода назначения субсидий они не могут, это ничем не предусмотрено.
Может быть, сейчас, когда все посмотрят, потому что это же не только харьковская проблема…, проанализировав реакцию людей, возможно, «нормативку» опять приведут к более-менее логичному виду. Если поменяют, вопросов нет. Мы готовы каждый месяц давать наш факт и не будет таких ситуаций. Но пока мы имеем ту нормативную базу, по которой работаем.
Какая общая сумма по Харькову — сколько люди должны?
Общая сумма, так сказать, довыставленных людям денег это около 260 миллионов гривен.
Вы говорите, люди не платили, где они должны были это увидеть?
Когда человеку назначается субсидия, ему выдается уведомление о назначении субсидии, там есть так называемый обязательный платёж. В своих квитанциях в течение отопительного сезона мы писали — оплачивайте обязательный платёж, потому что мы видели по прошлому году, что по концу отопительного сезона будет такая ситуация. Но сказать каждому субсидианту о том, что у тебя по концу отопительного сезона заберут, я не мог, потому что я не знал. У кого-то может ничего и не забрали.
Второе: я не знал конкретной суммы, сколько у человека могут забрать. И кроме того, написать в январе человеку, что у тебя заберут по концу отопительного сезона, в марте, в апреле могли поменять постановление, и у него вообще могли ничего не забрать. А я бы человека лишний раз…
Сколько нужно оплачивать человеку? Сколько задолжавших субсидиантов?
Сумму, которая есть в уведомлении о назначении платежа, он должен платить каждый месяц. Субсидиантов, у которых есть долги на конец отопительного сезона — 115 тысяч человек (лицевых счетов). У всех разные долги. У кого-то тысяча, у кого-то гривны, копейки.
Что делать с долгами?
Помимо того, что сам долг возник, в связи с тем, что внесли изменения в порядок назначения субсидий, сейчас есть такое условие: если у человека на момент переоформления субсидии есть долг больше, чем два месяца, ему субсидия не назначается. До марта месяца, то есть на прошлую субсидию, такого условия не было. Поэтому, соответственно, эти долги стали сейчас двойной проблемой для людей.
Мы людям делаем договора о реструктуризации. Это предусмотрено постановлением, что человеку для оформления субсидии достаточно не принести квитанцию о погашении долга или справку, что у меня нет долга, он может принести договор реструктуризации задолженности. Соответственно, считается, что он свои обязательства передо мной (предприятием) — по крайней мере в какой-то части — выполнил. Мы эти договора оформляем на срок до 60 месяцев. Любой человек может к нам прийти и в абонентском отделе оформить договор, с этим договором он идёт в отдел субсидий и всё.
Сумма обязательного платежа в платёжке указана?
В платежке нет. У человека есть уведомление о назначении субсидий.
Если человек не получил уведомления?
Отделы субсидий должны рассылать. Понятно, что в связи с тем, что субсидиантов по городу почти 180 тысяч (по крайней мере по услугам «ХТС»), эти уведомления и мы разносили, и другие коммунальные службы. Поэтому если кому-то не донесли, я же не могу за всех отвечать.
Возможно ли, что вы будете указывать в следующих платёжках сумму обязательного платежа?
Если нам отдел субсидий будет её давать, очевидно, придётся. Просто на данный момент нет такого требования, чтобы мы указывали этот обязательный платёж. Второе — обязательный платеж рассчитывает отдел субсидий человеку каждому… Предполагаю, какой будет дополнительный вал обращений, потому что обязательный платеж рассчитывается опять-таки исходя из нормы. Если начнутся вопросы дополнительно к нам, к отделам соцзащиты, ну будем объяснять людям, что делать.
Почему за то, что государство переплатило, должны отвечать люди?
На этот вопрос я вам, к сожалению, ответить не могу.
Они стали заложниками!
Подождите, это же государство издало себе постановление, на основании которого оно это сделало. Изначально надо было не так начислять субсидии. Надо было не так сложно… 20 лет каким-то образом брали фактические начисления и на их основании определяли конкретную сумму субсидии. Почему перешли на это, я вам не могу сказать.
А не получается так, что вам дважды платится — сначала государство в виде субсидий, а потом ещё сверху?
Нашему предприятию бюджет должен 550 млн гривен по компенсации льгот/субсидий.
В мае нами непосредственно без участия соцзащиты был выполнен так называемый возврат суммы неиспользованной субсидии. Что он подразумевает? Если у человека на 1 мая 2017 года возникла переплата по лицевому счёту, мы эту сумму, если она возникла за счёт субсидии, у человека сняли. И показали управлению соцзащиты, что такую-то сумму субсидии мы у человека забрали, потому что она была лишняя. Каким образом это вычисляется?
Мы берём за отопительный сезон: стоимость наших начислений по отоплению, рядом ставим цифру, сколько у него было субсидии. Если субсидия получилась больше, вот эту разницу — между стоимостью отопления и превышением суммы субсидии — мы с человека забрали. Но только в размере переплаты. Допустим, если у него за отопительный сезон субсидии было больше, чем стоимость отопления на 500 гривен, но на 1 мая у него переплата только 200, мы сняли только 200, то есть 300 грн мы у человека не забирали, соответственно, долгов у него не возникало.
Предположим, мне (предприятию) государство на 1 мая ни копейки не должно. Сделали перерасчёт. У предприятия сейчас на вот эти 260 миллионов возник бы долг перед государством — за счёт того, что забрали субсидию, всё. Государство говорит: я тебе переплатило, я у тебя забираю. И в принципе, так в постановлении и прописано. За счёт того, что мне на 1 мая должны были профинансировать 550 млн льгот/субсидий, мы эту сумму просто уменьшили на сумму этих перерасчётов и всё. Если бы мне не были должны, я бы сейчас был должен государству. Но с одной стороны в балансе я должен государству, с другой стороны мне эти суммы должны люди.
То есть государство то, что переплатило, забрало?
Забрало у меня, но по сути забрало у людей.
Читайте также: Долги получателей субсидий перед «ХТС»: что делать
Юрий Шпарага, директор Департамента социальной защиты населения Харьковской облгосадминистрации:
«В соответствии с упрощённым порядком предоставления субсидий, внесены изменения, при которых один раз в период отопительного периода сводится баланс. И раз в шесть месяцев граждане могут увидеть у себя, насколько у них отвечают проплаты, переплаты, могут увидеть баланс платежей.
Гражданин, который не оплачивал обязательный платёж, увидел в своих платёжках сумму долга. И такая сумма средней задолженности по области – 3000 гривен. Граждане, которые имеют долги больше двух месяцев, должны или оплатить долг, или реструктуризировать долг.
Достигнули такой договорённости, что они готовы реструктурировать долги получателей субсидии на 60 месяцев, то есть на пять лет. Если говорить, что средняя сумма задолженности 3000 грн — это максимальная сумма, то гражданин будет оплачивать ежемесячно 50 гривен».