Остаться человеком на краю бездны
Фантастический роман Алана Дина Фостера «Путешествие в сторону бездны» начинается, сказать бы, очень обычно. Без единого намека на необычное. Вы читаете про среднестатистическую американскую семью, которая едет в традиционный отпуск. Ничего сверхъестественного.
Отец, который напряженным трудом создал свой бизнес, мать, по видимому, домохозяйка, 17-летняя дочь, которая укрывается от всех в своем мире, слушая на полную «хэви метал», и сын-толстячок, который кажется совершенно недалеким.
Но вот они подбирают по дороге девушку и начинают твориться странные вещи. Им встречается странный заправщик с подозрительным хвостом, природа начинает меняться, растекаясь и деформируясь, а дорога, по которой они едут, неумолимо ведет их в ад. Да, да, именно в преисподнюю, в которой есть свой полицейский участок, комнаты для заключенных, расправа без суда и следствия, множество монстров и чертенят, ужасная жара и странный уборщик, индеец, который уже в силу того, что он, живой человек, преспокойно находится в аду, привлекает к себе внимание, не говоря уже о том, что он помогает главным героям оттуда выбраться.
Как оказывается, выбора у них нет – нельзя вернуться или выбрать другую дорогу, нельзя отказаться, только идти до конца или же погибнуть тут и сейчас. Все это написано довольно интересно, динамично, так что странички мелькают одна за одной, а сюжет, фантастический по сути, но поданный в весьма реалистичной форме, увлекает вас все дальше и дальше – в другие миры, в другие реальности. Проблема только в том, что попасть туда можно лишь в случае сбоя Ткача, когда полотно реальности рвется и искривляется.
Да, задача не из легких – настроить этого самого Ткача, то есть вернуть в мир гармонию и тем самым спасти его от полного хаоса. Но фантастика фантастикой, и никто не будет спорить, что есть сотни тысяч книг, в которых описывается спасение мира. Важно то, что за этой фантастичностью скрывается более важное послание. И оно о маленьком неприметном человеке и его возможностях. Ведь далеко не всегда судьбу мира творят великие выдающиеся люди. Очень многое делается кропотливым трудом многих миллионов людей, имена которых история не хранит.
Фрэнк Сонденберг – это пример мужества отдельного такого человека. Ведь к чему он стремился? К обычной жизни, не бедной и не богатой, просто комфортной, для чего и работал не покладая рук; жизни спокойной и размеренной, где любящая жена всегда поддержит, а дети поймут и оценят приложенные усилия. Но именно эта простота, внутренняя сила и следование раз и навсегда выбранному пути и есть самой сильной стороной Фрэнка. Ведь стезя каждого, пусть она и теряется среди тысячи других, имеет свое значение. «Не важно, что на общем фоне твои успехи выглядят такими неприметными. Если ты достиг громкого успеха и популярности, это не означает, что ты действительно велик, скорее это говорит о том, что ты выскочка. В громком успехе есть что-то вульгарное. Истинно великие победы – те, что мы одерживаем над собой…»
А потому, в конечном счете, главное – это остаться человеком. Проявить доброту, подобрав попутчика, принять вызов судьбы, не отступить, пройти начертанное до конца и изменить то, что в твоей власти, пусть даже это будут мелочи. Но ведь на мелочах и основывается наша жизнь, да и жизнь вселенной, видимо, тоже.
И даже время – не всевластный повелитель, который стирает в пыль все на своем пути. Сильнее времени смех, по мнению Алана Дина Фостера, поскольку перед лицом смеха время осознает свою нелепость. И только смех, смех над собой, присущ человеку. Даже самому незначительному. Даже на краю бездны.
Автор: Анна Пицык
Рецензия предоставлена проектом Записки книголюба