Опасные остановки Харькова (фоторепортаж)
Ни пройти, ни сесть. На одной из остановок на Московском проспекте, чтобы сесть в трамвай или выйти из него, пассажирам приходится выходить на проезжую часть. Госавтоинспекторы называют такие остановки «потенциально опасными», но сделать ничего не могут: это историческая часть города, и чтобы перенести остановку, здесь придется полностью перестроить всю дорожную сеть.
Остановка в начале проспекта. За “гусеницей” автомобилей трамвай можно распознать лишь по электрическим дугам или раскраске. Когда трамвай, наконец, подъезжает к остановке, пассажиры спешат зайти в салон. При этом останавливаются не все автомобили, некоторые спешат больше других.
Останавливается трамвай. Садятся люди. Машина останавливается. Сигналит. Проезжает, пока люди еще не сели. За ней на несколько секунд притормаживает грузовик и едет следом.
Находятся автомобилисты и поизобретательней.
Трамвай стоит. Машина объезжает с другой стороны.
Андрей Шевченко, прохожий: «Двери трамвая открыты, а они все равно едут. Бывает, останавливаются. Смотря, какой водитель попадется».
От того, «какой водитель попадется» или, словами госавтоинспекторов, от культуры вождения, напрямую зависит безопасность на дорогах, объясняет старший инспектор Александр Скоморохов. Сегодня он вместе с двумя сотрудниками выехал на поиски так называемых «мест концентрации ДТП» – такой статус получают участки дороги, где произошло не меньше трех аварий.
По статистике, таких в Харьковской области около 300, девяносто процентов из них в городе. Теперь список – кроме опасных перекрестков и поворотов – «пополнился» остановками общественного транспорта: причиной этому стала трагедия на Полтавском шляхе в начале месяца.
Если инспекторы замечают несоответствия нормам и требованиям, например, бордюр ниже 15-ти сантиметров или длина остановки меньше 20-ти метров, предлагают чиновникам, причем, в письменной форме, перенести остановку. Бывают случаи, говорят в ГАИ, когда «потенциально опасные» остановки перенести невозможно. Так, например, с Московским проспектом.
Александр Скоморохов, старший инспектор отдела ГАИ: «В данном случае перенести ее на всем протяжении нет возможности. Потому что на самом проспекте Московском, как от улицы Богдана Хмельницкого, так и до площади Кирова, нет разделительной полосы, куда можно было бы перенести остановку. Мы можем ограничиться только установкой данного дорожного знака и соблюдения водителями правил дорожного движения при проезде остановок общественного транспорта».
Алексеевка. Остановка «Молодежная». Проспект Победы. Инспекторы получают инструкции от старшего товарища и вооружаются рулеткой – вперед, за измерениями.
Длина остановки – почти 25 метров. Ширина от павильона до рельсов – 1 метр 75. Ревизоры подытоживают.
Александр Скоморохов, старший инспектор отдела ГАИ: «Сегодняшний результат показал, что длина и ширина здесь соответствует нормативам, но отсутствуют дорожные знаки, которые показывают, что это остановка трамвайная».
Кроме отсутствия знака, напротив остановки не работает светофор: «не сдан в эксплуатацию», говорят в ГАИ. Нет и разметки для пешеходов: на этом участке обещают дорожный ремонт.
Остановка «Подстанция». Белгородское шоссе. Здесь нет светофора, зато есть «зебра». Не все автомобилисты ее замечают: чтобы перейти на противоположную сторону, жалуются пешеходы, иногда приходится подолгу ждать.
Евгения Ивановна: «Очень неудобно. И переходить: машины не останавливаются! Сколько идем, это редко, кто останавливается. Особенно с той стороны так вообще! Я через день здесь хожу. И то же вон сколько с училища посбивало… И детей. Много аварий!»
«Остановки расположены неудачно» – вновь резюмируют инспекторы. Трамвайная и троллейбусная «спарены», а еще одна троллейбусная – только в противоположном направлении – точно напротив.
Сергей Богославец, инспектор отдела ГАИ: «Получается, пешеходный переход оказывается спереди троллейбуса, а он должен быть сзади. И ту остановку нужно также перенести вперед немножко, чтобы люди, выходящие из троллейбуса или автобуса, могли обойти его сзади».
Николай Бакумов, зам. начальника областного ГАИ: «Поднять высоту бордюра, то ли поставить перила, сделать разметку на этом участке, либо поставить светофор. Это вопрос является, так сказать, больше всего финансовый. Где-то есть место концентрации ДТП, где допустим, постоянно сбивают пешеходов – там необходимо сделать подземный переход либо воздушный-надземный переход. То есть, это все пока упирается в финансирование».
Пока списки «мест концентрации ДТП» обновляются, в ГАИ уже обратились к чиновникам мэрии с конкретным предложением – перенести остановку с Полтавского шляха.
Григорий Кашлаков, зам. начальника отдела ГАИ Харькова (5 мая):» От дурака тяжело защититься, тем более, от пьяного. Что можно предпринять? Обнести ее колючей проволокой или парапетами, которые ни чем не предусмотрены? Мы пришли к тому мнению, что в принципе, можно ее оттуда постараться убрать. Остановку ту убрать. С тем, чтобы сделать ее на кругу трамвая, где это существует – в районе железнодорожного вокзала».
До «адресата» – городского Департамента транспорта и связи – предложение автоинспекторов дошло, подтвердил по телефону начальник Департамента Евгений Водовозов. В течение месяца транспортники должны будут принять решение – переносить ли остановку.
Пока чиновники совещаются, на месте аварии сейчас работают эксперты. Специалисты Института судебных экспертиз имени Бокариуса проводят автотехническую экспертизу. По словам директора института Михаила Цымбала, они осматривают место происшествия: изучают дорогу, определяют, откуда, куда и с какой скоростью двигался водитель иномарки, оценивают техническое состояние автомобиля. Но главный вопрос, на который должны будут ответить эксперты: сколько в произошедшем вины водителя «Митсубиши»?
Смотрите фоторепортаж.