Опасные «двухколесники» на дороге. ГАИ настаивает на учете скутеров
Берегись скутера! С начала года, рассказывают госавтоинспекторы, произошло 75 аварий с участием скутера – это на 30% больше, чем за этот же период прошлого года. Автомобилисты же говорят: современный водитель скутера стал дерзким, он позволяет себе ездить по встречной или по разделительной полосе.
Он удобный, экономичный и сравнительно недорогой. «Двухколесник» с моторчиком – скутер – на улицах сейчас встречается гораздо чаще. В правилах дорожного движения это транспортное средство стоит в одном ряду с велосипедом.
Но главное достоинство 50-кубовой мотомодели – регистрация. Точнее, ее отсутствие. Водителю такого маломощного транспорта не нужны права и учет в ГАИ – так твердит Закон. При этом, минимальная скорость, которую развивает скутер – 60 километров в час – ни много, ни мало, но такая же цифра значится как «предельно допустимая» по городу.
Григорий Кашлаков, зам. начальника отдела ГАИ г. Харькова: «Водитель скутера на сегодняшний день – это, как правило, подросток от 12-ти до 16-ти лет. Чаще всего. Хотя по правилам дорожного движения, управлять им рекомендовано с 16 лет. То есть это та категория, которая совсем не ознакомлена с правилами дорожного движения, и они еще как личности несозревшие, и в соответствии с этим и их поведение на проезжей части».
Регистрация нужна и важна, убеждают госавтоинспекторы. Причиной тому не только 30-процентный рост аварийности на дорогах, но и опыт не только соседних украинских областей, но даже стран. Винницкая область – первая в Украине взялась за регистрацию маломощных мопедов. В Испании, например, ввели обязательные спецправа, которые выдают с пятнадцати лет.
В Британии – полноценные водительские документы на руки получают семнадцатилетние скутеристы. А в Бразилии минимальный возраст мопедиста и вовсе сместили с четырнадцати до восемнадцати.
Мотоучет – процедура длительная, рассказывает Григорий Кашлаков, зам. начальника отдела городского ГАИ. Она повлечет за собой существенные изменения в дорожных правилах. На первом этапе необходим хотя бы журнал, где будут данные водителя и транспортного средства. Это одновременно и ответственность, и дисциплина.
Уже сейчас госавтоинспекторы настоятельно рекомендуют фирмам, которые торгуют «двухколесниками», выдавать техдокументы, которые в будущем могут понадобиться для регистрации. Если ее все-таки введут, тут же оговариваются в ГАИ.
Скутерист Олег Горбулин возражает инспекторам. В приоритете не регистрация – права. Права – значит, знание дорожных правил. Убеждения Олега базируются на собственном опыте: свой макси-скутер, который мощнее обычного «полтинника», он только зарегистрировал. Рассказывает: на нынешнем рынке мототранспорта много б/у техники из Японии.
Олег Горбулин, член Харьковского Независимого скутер-клуба: «Это очень много денег надо. Тем более, посмотрев, как проходит регистрация автомобиля, как проходит регистрация макси-скутера, по большому счету, во многом это профанация. Но профанация очень сильно усложненная – там требуется такой комплект документов, которого у покупателя б/у техники или даже техники новой, но с базара – с того же «Лоска» или «Барабашово» – у него не будет такого комплекта документов!»
Еще один из членов скутер-клуба, Сергей Пилипенко, говоря о мотоучете, перефразирует Булгакова: мы никогда не избавимся от мусора на улицах, пока он будет оставаться в наших головах.
Сергей Пилипенко, член Харьковского Независимого скутер-клуба: «Официальная позиция скутер-клуба: мы поддерживаем регистрацию. Может быть, это, по моим прогнозам, исправит ситуацию на 10-15%, не больше. Как исправить ситуацию с поведением на дорогах? Прежде всего, каждый должен начать с себя».
Чтобы стать членом харьковского скутер-клуба, рассказывает Олег Горбулин, нужно сдать условный экзамен на знание основных правил вождения. Особое внимание – экипировке. Джинсы, ботинки, куртка, шлем обязательны.
Олег Горбулин, член Харьковского Независимого скутер-клуба (показывает куртку специальную): «Вечером это неплохо помогает! Виднее на дороге».
Автомобилист Олег Прядка мотокроссом занимался еще в юношестве. Сейчас, будучи водителем авто с 20-летним стажем, говорит: без регистрации скутеров не обойтись. Мало того, считает он, необходим возрастной ценз.
Олег Прядка, автомобилист: «На дороге среди скутеристов беспредел идет. С этим я сталкиваюсь очень часто. Стоишь – и справа объезжают, и слева, и поперек дороги, несмотря ни на что. Каждый день вижу аварии практически».
Насколько реальна идея регистрации 50-кубовых «двухколесников»? Депутаты Харьковского горсовета обратились к коллегам из области с просьбой ввести обязательную регистрацию скутеров. Избранники пока думают.