Они не верят никому. Чем закончился пикет сотрудников «Горэлектротранса» возле горсовета?
Они почувствовали себя ненужными, они не верят никому, они будут стоять до последнего. Работники «Горэлектротранса» вышли сегодня под стены харьковской мэрии. В городе уже почти неделю не ходят трамваи и троллейбусы.
Участники пикета:
– Дайте нам наши деньги! Пускай выйдут и скажут, где наши деньги?!
Они собираются в десять. Без плакатов, лозунгов и кричалок. Первые полчаса – это молчаливый пикет.
Участники пикета:
– Мы уже не верим никому, понимаете?
– Нас обещают закрыть – оставить одно троллейбусное, одно трамвайное депо.
– У нас начали уже отключать свет, отключать воду…
Чем больше кондукторы и водители рассказывают о своих бедах, тем больше на площадке перед мэрией эмоций. От входа в здание пикетчиков отгораживает кордон милиции.
Игор Половиков, водитель: «За год в 2,5 раза проезд увеличился! Мы везем 200 с лишним тысяч – 4 депо – в месяц. (Поправляют: «в ДЕНЬ!») 200 с лишним тысяч денег в день! Больше миллиона в неделю!»
Сегодня здесь – работники всех четырех городских депо. Правоохранители насчитали 400 человек. Почти у каждого – своя версия, где их деньги за 5 месяцев. Самая популярная – о неизвестном финучреждении, через которое водители и кондукторы в последнее время получали зарплату.
Лариса Андросова, энергослужба: «Этот банк получал лицензию на работу 25 декабря 2007-го года. А договора выдавали сотрудникам за 25 октября! То есть, за 2 месяца до того, как банк получил право на работу. И всех заставляли переходить на банк «Актив», очень многие попереходили».
– То есть Вы подозреваете, что ваши деньги могут исчезнуть в этом банке?
– Да, да! Я уверена, что наши деньги крутятся в банке «Актив»!
Инна Серик, водитель: «За каждую операцию с нас снимают несколько копеек – 50-60 копеек, за каждую операцию!»
Что это за банк, был ли он создан специально под «Электротранс»? Зачем нужно было передавать выручку с четырех городских маршрутов в руки частной фирмы – идет речь о так называемых «коммерческих кондукторах»? Ответы на эти вопросы люди хотят услышать от городских властей. К пикетчикам выходит глава профильного департамента мэрии. Но объяснять ничего всем не собирается – лишь приглашает нескольких представителей внутрь.
Евгений Водовозов: «По 10 человек от каждого депо – и пойдемте в малый зал, Михаил Маркович придет, поговорим».
Участники пикета скандируют: «Зарплату! Зарплату!»
Милиционер на выходе: «Извините, там вас все равно не пустят!»
Женщина: «С нашего депо нету!»
Оказывается, совещание с участием мэра, чиновников и сотрудников предприятия – закрытое для прессы.
Совещание затягивается – к концу второго часа ожидания природа берет свое: кондукторы просятся в мэрию – хоть на 5 минут.
Она дает удостоверение, и милиция – опять с народом. Что записал милиционер в журнале посещений – номер кабинета, куда пошла женщина – так и осталось тайной.
Женщина: «Я там найду? На 2 этаже?».
Пошел третий час совещания. Наконец транспортники выходят – пытаются объяснить коллегам, что нужно расходиться, а утром выйти на маршруты – передают, что мэр пообещал деньги.
Михаил Добкин, городской голова: «Грубо говоря, 9 млн дает государство, 9 млн мы будем давать из горбюджета. Это уже 18. 6,6 млн нам должно государство по росписи, которая была утверждена, даже по этим минимальным компенсациям. То есть, получается уже 24,6 млн. Плюс, Минфин обещал дополнительно дать еще 3,2 млн. У нас получалась неплохая сумма».
Но участники пикета не спешат расходиться. Они уже не верят никаким обещаниям.
Участники пикета:
– Просто Михал Маркович…
– Он дал нам предложение… Если мы это не сделаем – мы не получим ничего!
– Да мы и так…
Кто-то обвиняет мэра, кто-то – премьера. Водители и кондукторы начинают ссориться и между собой – становится шумно.
Участники пикета:
– Значит, что решили? Не выезжать? – Неееееет!
– Будем стоять, пока выдадут!
– Шо Михаил Маркович!
– Ехать или стоять?
– Стоим!
Люди поднимают руки – голосуют.
До утра коллективы каждого депо должны решить – выходить в пятницу на маршруты или снова – с пикетом на площадь.