Омбудсмен просит Януковича ветировать закон о биометрических паспортах
Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская призывает президента Украины Виктора Януковича ветировать закон о введении биометрических паспортов и вернуть его на доработку в парламент с учетом экспертного мнения специалистов.
Соответствующее письмо размещено на официальном сайте омбудсмена.
По мнению уполномоченного, принятая редакция законопроекта «не соответствует Конституции Украины, европейским стандартам в сфере защиты персональных данных и несет в себе угрозу нарушения прав и свобод человека».
Валерия Лутковская в письме отмечает, что поданные в августе-сентябре 2012 года замечания и предложения экспертов Совета Европы, украинских экспертов и общественных организаций к тексту законопроекта не были учтены в окончательной редакции закона.
Среди основных замечаний к законопроекту омбудсмен называет, в частности, то, что принятые изменения к законопроекту не соответствуют стандартам Совета Европы и Европейского Союза, не согласуются с законом «О доступе к публичной информации» и Конституции, что «приведет к необоснованному ограничению доступа к публичной информации со ссылкой на конфиденциальность персональных данных».
Омбудсмен отмечает, что принятый законопроект устанавливает контроль над обработкой персональных данных и вмешивается в свободную деятельность лиц, осуществляющих обработку персональных данных с использованием информационно-коммуникационных систем.
2 октября Верховная Рада приняла закон о введении в Украине биометрических паспортов. Закон, в частности, предусматривает введение электронных паспортов — документов с электронным носителем биометрической информации для выезда за границу в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации (ІCАО).
Законом предлагается установить, что паспорт гражданина Украины изготавливается в форме карточки, содержащей бесконтактный электронный носитель информации, причем выдается он не позднее, чем через 30 календарных дней со дня оформления заявления-анкеты на его получение.
В электронный паспорт вносится: название государства, название документа, фамилия и имя лица, пол, гражданство, дата рождения, уникальный номер записи в реестре, номер документа, дата окончания срока действия документа, дата выдачи документа, выдавший документ уполномоченный орган, место рождения, фотография и подпись лица. В паспорт по письменному заявлению могут быть внесены данные родителей или опекунов лица.