Оливье Боссан. Куда приводят мечты
Французский подросток Оливье Боссан каждое лето проводил на Корсике. Чтобы немного заработать, он помогал старому рыбаку. Спустя несколько лет рыбак отошёл от дел и подарил Оливье свою лодку. Но по просьбе родителей Боссан продал рыбацкое наследство и отправился учиться в университет.
Сегодня у 60-летнего основателя компании L’OCCITANE Оливье Боссана есть не только старая рыбацкая лодка, которую он тщательно выбирал, а потом реставрировал, вспоминая ту, что обожал подростком, но и большой дом на Корсике и очередная мечта — целый год посвятить корсиканской рыбалке, продавая улов в Мишленовские рестораны по всей Франции.
Ни один из тех, кто знаком с Оливье, не сомневается, что ему это удастся. Но пока Боссана не отпускает главное дело его жизни и его родина — Прованс.
«В детстве запах жимолости каждое утро провожал меня в школу, — вспоминает Боссан. — Простота нашего ландшафта, сдержанность и спокойствие пейзажа: фиолетовый цвет лаванды и голубой цвет неба, то значение и ценность, которое люди здесь придают земле, их выдержка и сноровка — это моя земля, это место, где я оставляю свой след».
Уже будучи студентом Университета Прованса, Оливье однажды, как говорит он сам, «споткнулся о перегонный куб» — большой, медно-красный аппарат для получения эфирного масла из лаванды пылился под навесом у дороги.
Возвращаясь каждый день с учёбы, Боссан раз за разом проезжал мимо куба на своём чёрном автомобиле, который когда-то был катафалком («Зато он был очень дешёвым!» — смеётся Оливье). Но однажды не выдержал, резко развернулся на полпути и поехал на поиски хозяина аппарата.
День, когда Боссан купил перегонный куб, можно считать днём рождения компании L’OCCITANE, которая сегодня продаёт ухаживающую косметику и парфюмерию собственного производства через 1800 бутиков в 85 странах мира.
Лаванда — один из первых цветов, с которыми Оливье Боссан начал работать. В Провансе это растение называют «синим золотом».
Эфирное масло, добытое с помощью перегонного куба, или, как его ещё называют, дистиллятора, Боссан продавал в окрестностях своего родного городка.
В Провансе растёт лаванда высшего сорта — Lavandula angustifolia, из которой получается эфирное масло с изысканным ароматом.
L’OCCITANE покупает лаванду у фермеров в Верхнем Провансе, многим из которых компания предоставляет гранты на выращивание этого растения и поддержание традиций региона.
Лавандовая линия L’OCCITANE включает парфюмы и ароматы для дома, а также средства для тела и для ванны.
«Я начал свой бизнес как творческую авантюру», — смеётся Боссан.
Через 30 с лишним лет живые травы Прованса и Корсики, которые 80 учёных, работающих в лабораториях компании L’OCCITANE, превращают в тонкие стойкие ароматы и средства, оживляющие кожу лица и тела, можно найти в любой точке мира.
Боссан говорит, что до сих пор, попадая в любой из бутиков компании, сразу направляется к полкам, чтобы проверить, всё ли в порядке и нельзя ли чего-нибудь улучшить.
Так Оливье работал с самого начала: пощупать собственными руками, обязательно разобраться что к чему, знать весь технологический процесс. Вторым, после дистиллятора, приобретением тогда ещё молодого Боссана стала мыловаренная фабрика.
«Она была заколочена. Но я нашёл владельца и попросил его устроить мне экскурсию. Я сказал ему, что хочу узнать старинные рецепты и способы приготовления мыла. Помню, я приехал к нему около трёх часов дня, а уже в восемь вечера старик предложил мне купить фабрику вместе со всем содержимым. Это было абсолютное сумасшествие. Как будто мне снова подарили лодку, как тогда в юности на Корсике!» — рассказывает Оливье Боссан.
Через год после покупки фабрики продажи компании выросли в три раза. Марсельское мыло, кстати, до сих пор один из самых востребованных продуктов L’OCCITANE.
«Мне нравится всё, что происходит случайно; я понял, что, когда мы очень сильно стараемся что-нибудь получить, к нам никогда не приходит именно то, чего мы хотели. Я просто стараюсь всегда быть открытым. Открытым к традициям: я очень люблю узнавать всё подробно о ремесле, которым люди разных профессий заняты много лет и передают его из поколения в поколение. Я узнаю в них себя, потому что для меня традиции значат очень много. Мне никогда не приходило в голову, даже когда я мог себе это позволить, роскошествовать и дистанцироваться от тех, с кем я вырос рядом в Провансе. Я до сих пор такой же, как любой из местных, мы с фермерами носим одну и ту же одежду, мы «узнаём» друг друга и можем свободно говорить обо всём», — объясняет Боссан.
Сегодня L’OCCITANE использует более 200 ботанических ингредиентов, большую часть которых покупает в Провансе. Только три растительных компонента компания покупает вне Франции.
Вербену и бессмертник выращивают на органических плантациях Корсики.
Бессмертник — цветок, который не увядает даже после того, как его сорвали. Его эфирное масло богато уникальными активными молекулами с антивозрастными свойствами. Более 10 лет назад L’OCCITANE открыла и запатентовала уникальные антивозрастные свойства корсиканского бессмертника — единственного вида, в котором можно найти такую большую концентрацию активных ингредиентов. Коллекция средств с бессмертником L’OCCITANE предлагает полноценный антивозрастной уход для лица.
С бессмертником у Боссана тоже была «случайная» встреча. Однажды он поехал навестить друга на Корсике и, как всегда, разговорился с владельцем маленького предприятия, которое добывало эфирное масло из корсиканского бессмертника. Вернувшись во Францию, Оливье вместе с сотрудниками лаборатории всерьёз занялся изучением свойств этого растения. А когда новая линия была готова, сам занялся разработкой дизайна упаковки.
«В первую очередь я хотел, чтобы у нового флакона была форма изысканной вазы, которая могла бы вмещать в себе нечто чрезвычайно драгоценное. Я также хотел придумать что-то, что выходило бы за рамки стандартов рынка. Все твердили мне: «Будь осторожен, традиционный цвет для продуктов по уходу за кожей — белый. Ты не можешь использовать жёлтый». Но я привык не обращать внимание на штампы рынка и в этот раз сделал так же, выбрав необычную форму и цвет. Я думаю, что именно флакон — часть успеха этого продукта, потому что в нём есть что-то уникальное», — делится Боссан.
В каждом бутике L’OCCITANE, где бы он ни был расположен — в Париже и Нью-Йорке или в Киеве и Харькове, — всегда одна и та же атмосфера. С одной стороны, за этим специально следят в компании, но с другой, говорит Боссан, идеи, заложенные в продукцию L’OCCITANE, позволяют делать это без особенных усилий. Здесь пахнет Провансом, повсюду цвета провансальской природы, и даже упаковка, которая не вредит окружающей среде, — всё подчёркивает натуральность и естественность.
С появлением среди ингредиентов, с которыми работает L’OCCITANE, масла карите, или, как его ещё называют, масла ши, — того самого третьего ингредиента, который компания покупает вне Франции, — у Боссана связана другая личная история.
В восьмидесятых годах Оливье во время очередного путешествия попал в африканскую страну Буркина-Фасо. Там он увидел, как женщины собирают плоды дерева ши, из мякоти косточек которых потом добывается масло карите. Это масло — один из самых лучших природных компонентов для защиты и смягчения кожи.
Любопытный француз не ограничился одними наблюдениями, а стал подробно расспрашивать о том, кто и как собирает и делает масло. Внимательный к традициям и уверенный в необходимости сохранения местных обычаев, Боссан решил, что будет покупать новый ингредиент напрямую у женских артелей. И не сырые орехи, как другие косметические компании, а именно масло.
И, хотя такие закупки обходятся компании дороже, зато участницы артелей могут заработать деньги, чтобы заплатить за образование своих детей.
Сейчас благодаря сотрудничеству с L’OCCITANE полноценную работу имеют 16 тысяч женщин Буркина-Фасо.
«Дерево ши для этой части Африки так же важно, как оливковое дерево для Средиземноморья. Оно кормит местных жителей, а масло, которое добывают из орехов, дарит красоту», — говорит Боссан.
Серия продуктов с маслом карите — одна из самых популярных среди косметических средств компании L’OCCITANE.
У Оливье часто спрашивают, не собирается ли компания перенести производство из Франции в другую страну, где делать это можно было бы намного дешевле. Но Боссон только качает головой: «Неусыпный контроль качества ингредиентов и технологии производства для нас очень и очень важен. Поэтому нет никакого смысла переносить фабрику куда бы то ни было. Прованс — источник нашего успеха и благополучия».
Романтичный француз Оливье Боссан до сих пор считает себя больше поэтом, чем бизнесменом, и ещё немного послом доброй воли от компании в частности и Прованса вообще. Показать на собственном примере, что бизнес может быть не только успешным, но и ответственным: это и шрифт Брайля на всех упаковках L’OCCITANE, и «курсы запахов» для слабовидящих на фабрике, и отказ компании тестировать продукцию на животных.
Те же романтизм и ответственность натолкнули Оливье на идею создания Фонда сохранения лаванды Верхнего Прованса, финансирующего научные разработки, которые помогают сохранить это растение в естественной среде. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, в 2012 году компания L’OCCITANE высадила поле лаванды прямо в Старом Порту Марселя.
«Когда я начинал — это была бы абсолютная утопия планировать, каким станет L’OCCITANE спустя несколько десятков лет. Я совсем не думал о том, что будет дальше. У меня просто была мечта, очень большая мечта».
Познакомиться с продукцией L’OCCITANE можно в бутике на первом этаже торгово-развлекательного центра «DАФІ» каждый день с 10.00 до 22.00.
Телефон: (057) 788-02-22
-
Теги:
- ДАФИ,
- косметика,
- Франция