Один на четырех. Художественный музей представляет альбом «Харьковская пейзажная школа»
Четыре известных харьковских художника под одной обложкой. Художественный музей презентует альбом «Харьковская пейзажная школа». Такие издания всегда ценили и специалисты, и любители, но альбома харьковской живописи до сих пор не было, рассказывает директор художественного музея Валентина Мызгина.
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Одна, наверное, из самых больших сложностей, это было все же, что показать, потому что у нас есть очень сильная коллекция, и хотелось бы дать все, но все оказалось невозможно».
Остановились на четырех именах: это Сергей Васильковский, Михаил Ткаченко, Петр Левченко и Михаил Беркос. Все они много работали на Харьковщине, все тесно связаны с европейской школой живописи, но, в то же время, очень украинские по сути. Валентина Мызгина рассказывает о них, будто о старых знакомых. У каждого из мастеров – своя характеристика.
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Васильковского называли художником неба, но я бы говорила, что он писал не небо, он писал небеса, потому что он добивался… он брал самые обычные краски, те, которыми пользовались его современники, но он находил такие их соотношения, так их подавал на своем фоне, со шлифовкой последующей».
Если Васильковский больше других сохранил академический стиль письма, то Михаила Беркоса директор художественного музея называет самым последовательным импрессионистом – одним из первых украинских, «солнечным художником».
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Рассказывают, что когда Беркос писал эту работу, он специально нанимал возницу, чтобы он несколько раз проехал по этой улице, чтобы поднял эти тучи пыли, и его здесь, конечно же, интересовала вот эта пыль, пронизанная солнцем, пронизанная светом».
Михаил Ткаченко был первым художником генштаба Министерства флота Российской империи, жил в Париже, поэтому его картины сохранилось очень мало, в отличие от архива, рассказывает Валентина Мызгина. Ткаченко даже письма оформлял художественно. Каждый год он приезжал в родные края и рисовал.
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «И вот посмотрите, скажите, откуда здесь светит солнце? Вы видите, куда тени тянутся, вы видите, куда тени тянутся? То есть вроде бы и отсюда и вроде бы и отсюда. То есть солнце и оттуда, и оттуда – так не может быть. Но этого зритель обычно не замечает совершенно, просто зрение, взгляд зрителя просто туда вовлекается, внутрь этой картины».
О картине Петра Левченко «На рассвете» Валентина Мызгина слышала, вспоминает она, еще студенткой Ленинградской Академии художеств. К слову, эту Академию, понятно, тогда Петербургскую, Левченко, не закончил – единственный из четверки, как говорится, по семейным обстоятельствам. Поэтому директор музея называет его настоящим свободным художником, индивидуалистом, а еще самым лиричным и музыкальным художником в коллекции.
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Посмотрите на вот это цветовое, рассветное ощущение перемены состояния в природе, вот этого очень тонкого, без границы состояния, когда почти на глазах происходит изменение: светлеет небо, светлеют какие-то детали, пока еще серо-голубой снег, но сейчас все это засветится, засияет».
Альбом «Харьковская пейзажная школа» музей уже представил в Киеве, в пятницу пройдет его презентация в Харьковском художественном музее.