Обычная школа для необычных детей
Лифт, подъёмник и пандус — больше года в школе на Салтовке учатся дети с ограниченными физическими возможностями.
Салтовская школа №124 недалеко от станции метро «Героев труда», на первый взгляд — типовое школьное здание в спальном районе города.

В числе 800 школьников здесь учатся дети с ограниченными физическими возможностями — в общей сложности 16 человек.
Для них вход в школу — с противоположной стороны: здесь есть специальный пологий пандус.

Четверо учеников приезжают в школу на инватакси — микроавтобусе с подъёмником. Других привозят родители.

Социальные работники поочерёдно заводят детей в школу и сопровождают в классы.
Чтобы дать возможность детям с ограниченными физическими возможностями учиться вместе со сверстниками, а не дома, здание школы пришлось существенно переоборудовать.
Кроме монтажа вышеупомянутого пандуса на входе в школу, в здании перестроили туалеты на первом и втором этажах. Здесь унитаз, поручни и раковина. Для обычных школьников доступ сюда закрыт.

К следующему учебному году такие санузлы, возможно, появятся на остальных двух этажах, говорят в администрации школы.

Так выглядит обычный туалет в школе
К двери в школьную столовую ведут до десятка ступенек. Чтобы обеспечить новым ученикам возможность туда попасть, администрация приняла решение пробить в стене столовой дополнительный вход и оборудовать проём специальным подъёмником.

Ребёнок становится на платформу и в считанные секунды опускается в зал столовой.

Кнопки управления подъёмником

Так выглядит подъёмник со стороны столовой
Самая масштабная часть реконструкции — лифт. С первого на последний, четвёртый этаж он доезжает приблизительно за полторы минуты. Воспользоваться лифтом можно с помощью специального ключа. Двери открываются и закрываются сами.

Внутри — поручни и кнопки управления. Дети заезжают в кабину на инвалидных колясках или заходят с помощью ходунков.


По сути, лифт — тоже платформа

В «кабине» нет «крыши» — и можно видеть всю шахту лифта
На переменах возле дверей лифта дежурят старшеклассники. На лифте, кроме детей с ограниченными возможностями, никто не ездит, уверяют в школе.
Везде, куда бы ни захотел пойти такой «особенный» школьник, его сопровождают социальные работники. В случае чего ребёнок может вызвать старшего по мобильному телефону.
«Если Олег кушает, я его забираю, на лифте спускаю вниз, подъёмник возле столовой. Если в туалет, дети есть дети, тогда позвонили, я подхожу. Но стараемся на переменках водить», — говорит водитель инватакси Игорь Примак. Он на пару со штатным социальным работником присматривает за детьми в школе.
«Закончился урок, уже под дверью стоят (социальные работники – ред). А если раньше приходят, то сидят за последней партой и ждут окончания урока. Потом помогают мне собраться. Если учитель заболел — и нужно перейти в другой класс, — то вызываю по телефону», — рассказывает пятиклассница Дарья.

Дарья весь первый класс училась в обычной школе. Но позже родители перевели девочку на домашнее обучение. Только в 2010 году она вернулась в школьный коллектив. Сначала девочка передвигалась на инвалидной коляске, но спустя год смогла от неё отказаться в пользу ходунков.

«Физическое состояние детей улучшилось. Когда они сидят дома, они ведут малоподвижный образ жизни. А когда дети ежедневно посещают школу, то это их стимулирует к проявлению активности. Если первый учебный год они передвигались на колясках, то со временем они втянулись в учебный процесс и почувствовали себя лучше. Сейчас передвигаются с помощью ходунков», — рассказывает вице-президент Харьковской городской общественной организации инвалидов «КРЕАВИТА» Елена Шингарева.
Именно «КРЕАВИТЕ» принадлежит инватакси, которое сегодня привозит четырёх детей в школу №124, единственную в Харькове, здание которой приспособлено для детей с ограниченными физическими возможностями.
По словам Шингаревой, есть возможность доставлять в школу гораздо больше детей, но не все родители готовы отпустить ребёнка с ограниченными физическими возможностями в обычную школу.

«Мы в начале пути, мы осознаём, что детей будет больше. Но для этого нужно быть готовым школе, то есть ещё дополнительно социальные работники, и плюс мы проводим работу с родителями детей. Потому что не каждый родитель готов отпустить своего ребёнка с инвалидностью в обычную школу. Потому что это опасение, насколько ребёнок справится с физическими нагрузками, насколько он интеллектуально подготовлен к обычной школьной программе», — рассказывает Шингарева.