Обвиняемый в гибели рабочих в аэропорту признаёт вину частично
Начальник участка, которого обвиняют в нарушении правил техники безопасности во время реконструкции старого терминала аэропорта «Харьков» (тогда погибли двое его подчинённых), дал показания в суде. Дело начал рассматривать Коминтерновский районный суд.
История
Трагедия в харьковском аэропорту произошла весной, 9 апреля 2011-го.
Рабочие предприятия «Стальконструкция» разбирали сооружение будущего VIP-терминала, когда кран, не выдержав нагрузки, перевернулся.
Машина зацепила подъёмник, в котором находились двое рабочих. Люди упали с шестиметровой высоты и погибли на месте.
По факту гибели рабочих Харьковская межрайонная транспортная прокуратура возбудила уголовное дело. Статья 272, часть 2 Уголовного кодекса Украины — «нарушение правил безопасности во время работ с повышенной опасностью, что повлекло смерть человека».
В день происшествия в горсовете организовали заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Городские власти пообещали помочь семьям погибших и разобраться, кто виноват в гибели людей.
Комиссия территориального управления Госгорпромнадзора по Харьковской области, которая расследовала ЧП, позже сделала вывод. Строительный кран установили не в том месте, где требовалось по плану строительных работ, а начальник участка, руководивший работами во время реконструкции, не проконтролировал использование работниками средств индивидуальной защиты. Проигнорировали правила техники безопасности и сами рабочие.
Суд
На первое заседание по сути дела в Коминтерновский районный суд 19 cентября пришли подсудимый (начальник участка строительства Владимир Стоцкий; он продолжает работать в этой должности), его адвокат, потерпевшие (жёны погибших строителей) и прокурор Станислав Муратов.
Дело ведёт судья Виктория Музыченко.
Прокурор зачитал обвинительное заключение. Начальника участка обвиняют по статье 272, части 2. В прокуратуре видят несколько моментов, которые начальник участка не проконтролировал. Первое — кран стоял не в том месте, в котором должен был по плану работ; второе — кран взял нагрузку большую, чем вообще было можно, и третье — начальник участка не проверил наличие страховки у своих подчинённых.
Подсудимый Владимир Стоцкий (ему 52 года, в ОАО «Стальконструкция» он с 1979-го) опровергает обвинения: кран стоял в нужном месте, нагрузка не была критичной.
Если бы кран поднял слишком тяжёлый груз, электроника дала бы сигнал о перегрузе. Машина могла вовсе отключиться, говорит Стоцкий. К тому же, крановщик заверил: «Груз берём прекрасно».
«У нас есть документ, таблица этого крана… По инструкции мы сделали всё, мы даже сделали контрольный подъём — натянули этот груз. Там есть таблица, и всё в соответствии с таблицей», — рассказал на заседании подсудимый.
Когда рабочие стали подниматься на вышке, начальник участка отошёл. Были ли пристёгнуты подчинённые, Владимир Стоцкий не видел. Он признаёт вину лишь в том, что отлучился. При этом, говорит, машинист автовышки допустил ошибку.
«Когда они (рабочие — ред.) попросили вышку, по инструкции машинист автовышки не имеет права поднимать вверх не пристегнувшись, и я, честно говоря, по-человечески, пошёл в туалет. Прошло 7-8 минут. И когда я стал подходить, сначала была команда Ярмака „Отводи!“ и „Вира!“ — команда. И всё вот так вот получилось», — продолжает Владимир Стоцкий.
Что стало причиной падения крана?
Начальник участка считает, что помешала погода. Машина могла упасть от сильного ветра. На вопрос судьи, почему в ветреную погоду работы не остановили, подсудимый ответил так: «С утра ничего не предвещало. Оно так, рывками».
После показаний начальника участка на вопросы судьи отвечали потерпевшие, жёны погибших рабочих, Алла Ярмак и Любовь Сумская. Им обеим возместили моральный и материальный ущерб (Алле Ярмак выплатили 150 тысяч гривень, Любови Сумской — 108 тысяч). Родственники погибших не имеют претензий к подсудимому. И женщины не хотят, чтобы начальник попал за решётку.
Алла, жена Александра Ярмака, рассказывает: о том, что на стройке в аэропорту — ЧП, узнала из выпуска новостей. Стала звонить мужу, тот не брал трубку. Тогда женщина позвонила начальнику участка. Владимир Стоцкий сообщил, что супруг погиб.
Жена Василия Сумского Любовь пришла домой с работы около девяти вечера, но двери были закрыты. При том, что муж обещал вернуться «в обед». На телефонные звонки Василий не отвечал. О том, что глава семьи погиб на стройке, женщине тоже сообщил Владимир Стоцкий.
В деле о гибели рабочих в харьковском аэропорту — десяток свидетелей. Все они вчера не пришли в суд.
В судебном заседании объявили перерыв. Следующее — назначено на 10 октября.