Образовательные новшества и реформы от министра образования и науки
Ревизия кадров и специальностей. Министр образования и науки Дмитрий Табачник озвучил основные направления в работе и тезисы проекта нового Закона «Об образовании» сегодня в Харькове на коллегии с ректорами всех ВУЗов страны.
Одна из главных идей – качество образования. В данном случае, считает Табачник, нужно изменить подход к подготовке и выпуску специалистов, а также обеспечить ВУЗы преподавателями.
Министерство будет жестко контролировать, как учебные заведения выполняют лицензионные условия: есть ли база для обучения на той или иной специальности, преподаватели, какой уровень специалистов, которых выпускает вуз.
«При этом анализ классификаторов рынка труда показывает, что уже сегодня для многих направлений подготовки и специальностей фактически отсутствуют квалификации не только в отечественном, но и международном классификаторе профессий; аналогичные проблемы есть в подготовке магистров и младших специалистов», – сказал министр.
Поэтому список направлений обучения будет изменен. Специальности сократят с учетом потребностей рынка труда, «а не потребностей конкретных кафедр».
«Содержание подготовки должно определяться программными стандартами, а не названиями специальностей, и должно отображаться в приложении к дипломам европейского образца, которые, по просьбе студентов, будут выдаваться уже в этом году», – уточнил Табачник.
Министр отметил, что количество непрофильных специальностей в ВУЗах постоянно увеличивается, «погоня за разнообразием» сказывается на качестве образования. Например, лесотехнический или ветеринарный университеты готовят магистров права. Поэтому после реформы, уверен Табачник, ряд кафедр, направлений и даже ВУЗов будет закрыт. Такой подход он называет “отходом от романтизма и переходом к реализму”.
Преподавателей тоже следует отбирать тщательней: министр предлагает проводить проверку на склонность к педагогической деятельности. Отдельное внимание министерство намерено уделить квалификации тех, кто работает сейчас. Многими кафедрами заведуют те, у кого нет научной степени. Еще одна особенность реформы образования – отчеты руководителей учебных заведений перед коллективами, местными органами власти и общественностью.
Отдельно ведомство займется учебниками. Табачник даже предлагает создать каталог необходимой и обязательной литературы, которые будет готовить специально созданный творческий коллектив ученых.
Требовательнее министерство должно стать и в вопросах трудоустройства. Студенты должны получать прикладные знания, а для этого их следует учить в том числе и практикующим специалистам. Тогда данные по количеству тех, кто после учебы нашел работу, будут реальными. Министр потребовал от ректоров правдивых цифр о трудоустройстве, чтобы разработать программу и мероприятия для решения проблемы.
Но главный постулат нового закона и всех изменений – автономия. Она заключается в правах ВУЗов преподавать на разных языках, создавать систему оценки знаний и главное – зарабатывать средства для собственного развития. Министр уже видит порядка 30-ти функций, которые сейчас выполняют различные госорганы, а могли бы выполнять ВУЗы. Но, предостерегает Табачник, у свободы тоже есть обратная сторона.
«Автономия тоже нуждается в государственной защите, в частности от ее превращения в анархию или превращения в синекуру, от штампования псевдо-докторов и лже-профессоров или от принудительного административного внедрения автономии сверху», – сказал Табачник.