Новый трамвай по старым чертежам
Весной на улицах Харькова появится трамвай серии “Ха”, сокращение от “харьковский”. Такой вагон ездил по городу в начале прошлого века. Сейчас транспортники пытаются создать точную копию довоенного трамвая. От модели в депо сохранилась только часть корпуса, поэтому работать инженерам приходится в основном с архивными чертежами и фотографиями.
“Х” – это не восклицание, а серия первого харьковского трамвая. Спроектированный местными инженерами в двадцатых годах прошлого века, прадед современного трамвая прослужил горожанам три десятилетия.
Сегодня в «Горэлектротрансе» восстанавливают эту модель по чертежам и фотографиям тех лет. От настоящего “Х” в харьковском депо осталась только одна часть.
Чтобы придать вагону оттенок старины, сварщик приваривает к новому корпусу сохранившуюся раритетную деталь. Реставрировать вагоны, рассказывает Александр Гордиенко, приходилось и раньше, но с такой старой моделью работает впервые.
Александр Гордиенко, электрогазосварщик: «Ну вообще-то что-то вырисовывается на подобие, знаете, как раньше были бронепоезда – что-то такое громоздкое и серьезное. Ну и веет, конечно, стариной. Сами желаем посмотреть, что получится. Это все таки что-то старое, то есть ретро».
Разработчики хотят, чтобы трамвай новый почти ничем не отличался от того, старого. Но кое-что, признаются, все-таки придется изменить.
Валерий Ковтун, начальник Службы подвижного состава: «Водитель мог ехать в одну сторону, как в вагоне метро, а потом перейти и ехать в обратную сторону. Этому вагону не требовалось кольцо для разворота, было четыре двери. Но учитывая то, что мы будем пускать его все таки по современным маршрутам, по современным улицам – поэтому мы не будем делать управление с двух сторон этим вагоном».
Изменят инженеры и двери. Раньше их открывали и закрывали сами пассажиры. Но в «Горэлектротрансе» опасаются, что отвыкшие от самообсуживания харьковчане будут выпадать из вагона.